Картина "Дневная иллюзия" ("Тень приближающегося рояля") была написана Сальвадором Дали в 1931-ом году - в непростое для художника время.
Напомним: незадолго до того отец художника, авторитарный дон Сальвадор, выгнал сына из дома за то, что тот не подчинился его ультиматуму: немедленно порвать всякие отношения с "этой ужасной женщиной" (так папа художника именовал Елену Дмитриевну Дьяконову, хорошо известную нам, как "Гала").
Собственно, чаще всего он называл ее, содрогаясь от ужаса, "Ля Мадам" - вкладывая в это прозвище максимум возможного презрения и явно намекая на то, что Гала была старше Сальвадора на десяток лет.
Сын воле отца не подчинился, и, как итог: изгнание из семьи, покупка жалкой рыбацкой хижины в Порт-Льигате (на выселках Кадакеса и в двух шагах от мыса Креус) - и начало новой нищей жизни с молодой женой, в Богом забытой дыре (ибо Порт-Льигат, при всей своей красоте - самый край европейского света), с отуствием денег и весьма туманными перспективами на будущее.
Мы рассказываем об этом не случайно, ибо картины Дали - это обстоятельства того или иного момента его жизни, перенесенные художником на холст или доску. Дали мыслил картинами, и чувствовал ими же - потому, может быть, в жизни обычной он был достаточно черствым и циничным человеком: творческий процесс поглощал столько эмоций, что на бытие их фактически не оставалось.
А "обстоятельства жизни художника" - вот они: голая, плоская, как стол, безжизненная пустыня (явное указание на то, что попав в беду, Дали и его новоявленная супруга, остались без малейшей поддержки), скалы мыса Креус (который, как мы уже сказали, находится совсем рядом с Порт-Льигатом и который, собственно, и сформировал "ментальный пейзаж" художника), голая Гала (как Ева изгнанная из рая), обнимающая каменный валун явно антропоморфных очертаний, так свойственных скальным образованиям Креуса...
Здесь, кстати, интересный момент: Сальвадор Дали делает явную отсылку к мифу о Пигмалионе и Галатее, правда,в обратном варианте: не любовь Пигмалиона (Дали) оживит Галатею (Галу), а Галатея (как художник частенько называл свою супругу и даже написал впоследствии картину с таким названием - "Галатея сфер") - вдохнет в Дали-Пигмалиона жизнь. Сальвадор понимал, что только Гала, с ее рещительным характером и целеустремленностью, сможет "возродит его из пепла" и привести их семейный тандем к успеху - как впоследствии и получилось.
В этом "объятии человека с камнем" содержится также отсылка к одной из священных коров сюррекализма: роману "Градива" немецкого писателя Вильгельма Йенсена вышедшим в 1902-м году и сюжетно схожим с мифом о Пигмалионе и Галатее.
Именно этот роман гуру сюрреалистов и персональный бог Сальвадора Дали - Зигмунд Фрейд - использовал в анализе идеализации красоты и представлений о спроецированной и настоящей любви. Дали именовал свою супругу и "Градивой" (что означает идущая вперед) и также написал картину с этим названием - "Градива" (1931).
Что до одержимости Дали сказами Креуса - это, во-первых, явление в жизни Дали перманентное, а во-вторых, как мы уже сказали, напрямую связянное с местом проживания хуждожника, который, не имея денег на то, чтобы жить в "столицах" или хотя бы выбираться туда регулярно, заперся в каталонской глуши и творил как одержимый.
Статьи по теме:
Кадакес - "белый город" на Коста Брава
Дом Сальвадора Дали в Порт-Льигате
Мыс Креус - край каталонского света
Сальвадор Дали и Гала - встреча длиною в жизнь
Write a comment