Картина Рене Магритта "Владение Арнхейма" была написана бельгийцем в 1962 году, и написана не "просто так", но по мотивам одноименного произведения Эдгара Аллана По.
Это одна из самых красивых картин Магритта - хотя, знаю, многие склонны будут придраться к этому ужасному слову: "красивая".
Дескать, как можно использовать такие слова в отношении чего-бы то ни было, если они ровным счетом ничего не означают, по той простой причине, что красота - понятие весьма условное и относительное?
Отчасти это верно - но только отчасти. Разумеется, у каждого свои понятие о красоте, приобретенные за нелегкие годы жизни - но вместе с тем (я глубоко убежден в этом) всякий человек от рождения носит в себе некое абсолютно одинаковое, общее для всех представителей рода человеческого чувство прекрасного, которое в ходе дальнейшей жизни неустанно портится и искажается, приобретая порой весьма странные формы.
Тем не менее, вряд ли найдется человек, который не застынет в немом восторге при виде бескрайней синевы моря, подернутого у горизонта лекой дымкой - или при виде выбеленных снегом островерхих скал, как те, что изображены на картине Магритта. Это врожденное общечеловеческое чувство прекрасного есть - и, собственно, размышлениям о природе красоты, а также о взаимоотношениях реального мира и искусства и рассказ Эдгара Аллана По.
Рассказ этот, известный в русскоязычном переводе как "Поместье Аргнгейм", сам По считал едва ли не лучшим в своей литературной карьере, хотя будем откровенны: это тяжеловесное, довольно плоское, плохо написанное повествование, которое любому классическому почитателю таланта Эдгара По покажется полной ерундой: во-первых, в нем нет и следа тех ужасов, непревзойденным мастером которых был Аллан, а во-вторых, он посвящен (по крайне мере, внешне) такой упоительно скучной и занудной теме, как садоводство.
Как так могло получиться? Почему непревзойденный мастер ужасов Эдгар По, автор таких шдевров, как "Убийство на улице Морг", "Колодец и маятник", "Похищенное письмо", "Маска Красной смерти" и т. д. - почему этот Эдгар По написал заунывно-топорную тягомотину, да еще и считал ее одним из лучших своих произведений?
Ответ прост: По решил на время забыть о своих читателях и поразмышлять о крайне важных для него самого, да и для всякого другого творческого человека, вещах: о красоте, природе, искусстве - а такие философские категории, как все мы прекрасно понимаем, плохо подходят для детективно-триллерного жанра, в каком, собстенно, и сыскал себе славу По.
Тем не менее, с точки зрения идейно-философской рассказ "Поместье Арнгейм" вполне интересен, и Рене Магритт, как известно, являлся большим его поклонником. Хотелось бы привести фрагмент из текста рассказа, который, думается, в особенности мог заинтересовать Магритта.
"Так вот, - сказал мой друг, - то, что мы считали идеализацией пейзажа,
может таковою быть и в действительности, но лишь со смертной, или
человеческой, точки зрения. Каждая перемена в естественном облике земли
может, по всей вероятности, оказаться изъяном в картине, если вообразить,
что картину эту видят целиком - во всем ее объеме - с точки, далекой от
поверхности земли, хотя и не за пределами земной атмосферы.
Легко понять, что поправка в детали, рассматриваемой на близком расстоянии, может в то же время повредить более общему или цельному впечатлению. Ведь могут быть
существа, некогда люди, а теперь людям невидимые, которым издалека наш
беспорядок может показаться порядком, наша неживописность - живописною;
одним словом, это земные ангелы, и необозримые декоративные сады обоих
полушарий бог, быть может, скомпоновал для их, а не для нашего созерцания,
для их восприятия красоты, восприятия, утонченного смертью". (Эдгар Аллан По. "Поместье Арнгейм")
Фрагмент этот я выбрал неслучайно: суть его в том, что объект может выглядеть совершенно по-разному в зависимости от точки обзора на него. Дело в том, что именно этот принцип лежит в основе одного технического приема, которым активно пользовались сюрреалисты - конечно же, речь о "двойных образах" непревзойденным мастером которого был другой сюрреалист - Сальвадор Дали.
Именно этот прием Магритт использовал в картине "Владение Арнхейма": скала, которая с близкого расстояния покажется смотрящему хаотичным нагромождением камня, по мере удаления приобретает совершенно ясные черты орлиной головы.
Интересно, что Рене Магритт пошел еще дальше, и изобразил во "Владении Арнхейма", не один, а два мира, границей между которыми является каменный парапет с расположенным на нем гнездом с тремя яйцами. Образ яйца, очень популярный у сюрреалистов, в данном случае находится в полной взаимосвязи с темой ээсе По.
Точно так же как птенец вылупляется из яйца, чтобы вырасти и превратиться в орла (материальный мир), так и фантазия человека вполне способна порождать целые миры или трансформировать уже существующую реальность самым непредсказуемым образом (мир искусства). И какой из этих миров более прекрасен и, что немаловажно, более реален и достоин сущестовования - извечный вопрос, интересовавший творческую интеллигенцию задолго до появления По или Магритта.
Впрочем, сюрреалисты ответили на него самим названием своего направления - ведь "сюрреализм", как известно, означает "сверхреализм".
Статьи по теме:
Write a comment