Картина "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" была написана Франсиско Гойей в 1814 году совместно с другим очень известным полотном "Третье мая 1808 года в Мадриде". В наши дни оба монументальных произведения Гойи ("2 мая" имеет размеры 268 х 347 см) экспонируются в музее Прадо в Мадриде, где собрана самая обширная коллекция рбаот испанского художника в мире.
В 1814 году Гойя обратился к кардиналу Луису де Бурбону, управлявшему Верховным советом Регенства, с предложением создать работы, посвященные событиям Войны за независимость (1808-1812), «чтобы увековечить кистью наиболее заметные и героические действия или сцены нашего славного восстания против тирана Европы». Под тираном Гойя имел в виду Наполенона Бонапарта, войска которого вторглись в Испанию в 1808 году и покинули Королевство лишь в 1814-ом.
Мадрид наполеоновские войска заняли 23 марта 1808 года. Король Испании Карл IV был вынужден отречься от престола в пользу своего сына и наследника Фердинанда VII, однако эти "полумеры" не устраивали амбициозного Бонапарта. Наполеон заманил Карла и Фердинанда во французскую Байонну, где оба были взяты под арест.
Попытка Мюрата (командующего французскими войсками) вывезти из Мадрида в Байонну дочь и младшего сына Карла IV и стала той самой искрой, от которой 2 мая 1808 года вспыхнуло восстание.
Забегая вперед, скажем: восстание было жестоко подавлено, восставшие - казнены, а королем Испании был провозглашен брат Наполеона Жозеф, что в итоге привело к распространению волнений на всю Испании и затяжной партизанской войне.
Картина Франсиско Гойи изображает массовые беспорядки 2 мая 1808 года, когда жители Мадрида напали на мамелюков - турецких солдат во французской армии Наполеона, - которые увозили младших детей Карлоса IV и Марию Луизы во Францию.
В композиции отсутствует единый центр, что сделано художником намеренно, с целью подчеркнуть стихийно-спонтанный характер выступления, не поддержанного испанскими войсками и закончившегося массовыми казнями.
Впоследствии, когда все захватнические планы Наполеона потерпели крах, эта картина наряду с "Третьим мая 1808 года в Мадриде" эта работа украсила триумфальную арку, во время торжественного въезда в столицу вернувшего престол Фердинанда VII.
Во время Гражданской войны в Испании (1936 - 1939) Мадрид длительное время подвергался суровым бомбардировкам, и правительство Республики решило временно передать коллекцию Прадо Лиге Наций в Женеве.
Во время транспортировки грузовик, на котором перевозилась картина, попал в аварию, и полотно (особенно левая часть) получила существенные повреждения в виде порезов и даже полной утраты отдельных частей холста.
В ходе первой реставрации часть этих повреждений была оставлена неисправленной, чтобы служить зрителям напоминанием о событиях братоубийственной войны 1936-1939. Во время повторной реставрации, осуществленной в 2008, картине вернули первоначальный облик.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр!
В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment