В июне 1939 года Сальвадор Дали спроектировал павильон для Всемирной выставки в Нью-Йорке, построенный архитектором Яном Вуднером. Здание было названо «Сон Венеры».
Павильон отличался впечатляющим фасадом, полным выступов, отдаленно напоминающим Ла Педреру (Дом Мила) Антонио Гауди. Между входной дверью стояли две колонны, изображавшие две женские ноги в чулках и туфлях на высоких каблуках.
Через проемы фасада неправильной формы посетители могли увидеть репродукции "Иоанна Крестителя" Леонардо да Винчи и "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли.
Во внешней части постройки также были костыли, кактусы, ёжики и т. Д. Внутри павильон предлагал посетителям шоу водных танцев в двух больших бассейнах с сиренами и другими предметами, также разработанными Дали, некоторые из которых черпали вдохновение в работах Брачелли.
Между первоначальными идеями художника и конечным результатом проекта произошли серьезные изменения, которые итоге заставили Сальвадора Дали пожаловаться на требования Ярмарки в брошюре под названием «Декларация независимости воображения и права человека на собственное безумие».
Всемирная выставка в Нью-Йорке - знаковая веха в истории дизайна. Уолтер Д. Тиг отвечал за общее руководство проектом, в котором приняли участие такие выдающиеся личности, как Раймонд Лоуи, Рассел Райт и Норман Бел Геддес. Ярмарка, которая отличается функциональной архитектурой, считается одной из вершин «обтекаемого стиля».
В этом контексте сюрреалистическое здание Сальвадора Дали имеет еще большее значение. Вмешательство художника следует рассматривать как явное желание плыть против течения: его дизайн, полный мягких и округлых форм, с ясными намёками на архитектуру как внутриутробное пространство, примитивные и архаичные символы и классические культурные ссылки и может рассматриваться только как эстетический манифест, противопоставленный асептическому, аэродинамическому и футуристическому стилю, предложенному Ярмаркой.
На персональной выставке, устроенной в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке, за несколько недель до открытия ярмарки (с 21 марта по 18 апреля), Дали уже интегрировал эту великую ярмарку в свои работы. Он сделал это критически, воспроизведя на обложке каталога ультрасовременную сферу и обелиск, которые Ярмарка приняла в качестве символов, но смешав их в своего рода водоворот с различными мягкими структурами, лошадьми в стиле Леонардо, головами Медузы Горгоны и классическими архитектурными формами.
Несмотря на конфликты, возникшие из-за сотрудничества Дали с организаторами ярмарки, его участие следует оценивать как очень важный момент в рамках все большего приближения художника к массовой культуре и его потребности проецировать свои идеи за пределы строгих кругов художественной культуры.
В этом смысле не будет преувеличением заявить, что «Сон о Венере» был первой версией (хотя и со своими особенностями и контекстом) того другого огромного «непригодного для проживания» и «посещаемого» художественного объекта, которым должен был стать Театр Дали. -Музей Фигераса много лет спустя.
Самой важной, с точки зрения художественной ценности, работой Дали для павильона стало монументальное полотно "Сон Венеры", выполненное художником маслом на четырех фрагментах холста, закркпленных на основе из Masonite ® размером 240 х 120 см каждый.
Художник, используя свой излюбленный "принцип рагу" (вали всё в кучу без разбора, а зритель сам определится, что к чему) создал своеобразное аасорти из образов своих широко известных работ "Постоянство памяти", "Пылающий жираф", Женщина с головой из роз", "Явление моей кузины Каролинеты на пляже в Розесе" и ряда других.
Статьи по теме:
Фигура и драпировка на фоне пейзажа
В поисках четвертого измерения
Write a comment