Яйца на тарелке без тарелки - картина, написанная Сальвадором Дали в 1932-ом году и являющаяся попыткой воспроизвести "внутриутробные воспоминания" Дали.
Художник утверждал, что прекрасно помнит то время, когда он находился в утробе матери.
Для Дали яйцо прежде всего ассоциировалось с материнской утробой, нахождение в которой художник считал раем, акт рождения — жестоким из него изгнанием, а всю последующую жизнь — мучительным и тщетными попытками обрести этот утраченный рай.
Интересно, Дали был абсолютно убежден в том, что образная жизнь человека — не что иное, как стремление «символически воспроизвести первоначальное состояние рая в сходных ситуациях и представлениях». Вот фрагмент из его «Тайной жизни»:
…«А каким был этот рай? Наберитесь терпения — и подробности не заставят себя ждать. Начну с общих ощущений. У внутриутробного рая — цвет адского пламени: красно-оранжево-желто-синий. Это мягкий, недвижный, теплый, симметрично-двоящийся и вязкий рай. Уже тогда он даровал предвкушение всех наслаждений, всех феерий. Самым великолепным было видение глазуньи из двух яиц, висящей в пространстве. Не сомневаюсь, что именно в этом — причина моего смятения и волнения, которые я испытывал на протяжении всей жизни перед этой образной галлюцинацией»…
Увиденная до рождения глазунья была огромной, фосфоресцировала, я различал каждую складку и морщинку голубоватого белка. Два «глаза» то приближались ко мне, то удалялись, перемещались то направо, то налево, то вверх, то вниз. Перламутрово переливаясь, они медленно уменьшались, пока не исчезали совсем.
Одно только то, что и сегодня я могу воскрешать при желании подобное видение (пусть даже и не такое яркое и лишенное былой магии), заставляет меня вновь и вновь воспроизводить этот фосфорически сверкающий образ, напоминающий световые вспышки, возникающие под опущенными веками, если давить на глаза.
Чтобы заново почувствовать это, мне достаточно принять характерную позу зародыша: сжать кулаки у закрытых глаз. Это немного напоминает детскую игру, когда перед глазами возникают цветные круги (их иногда называют «ангелами»). В таких случаях полный ностальгии ребенок в поисках зрительных воспоминаний об эмбриональном периоде до боли давит на глазницы. Появляющиеся при этом световые и цветовые пятна воскрешают нимбы ангелов, некогда виданных в утраченном раю..."
В случае с картиной "Яца на тарелке без тарелки" не следует, кроме того, забывать об эротическом подтексте, которым буквально пронизаны все работы Дали этого периода - как, впрочем, и остальных.
В этой работе яйца для Дали ассоциируются и с мужскими гениталиями. Совершенно не случайно в картине присутствует кукурузный початок, который, помимо того, что является символом плодородия, еще и имеет ярко выраженную фаллическую форму.
В настоящий момент картина "Яйца на тарелке без тарелки" (60 Х 41,9 см; холст, масло) принадлежит коллекции Музея Дали во Флориде.
Статьи по теме:
Шедевры Театра-музея Дали. "Призрачная повозка"
Путеводитель по Театру-музею Дали в Фигерасе
Театр-музей Сальвадора Дали - ты помнишь, как все начиналось...
Write a comment