Поцелуй смерти - скульптура Барселоны, широко известная в узких кругах любителей траурного ваяния и кладбищенской романтики. Хотя - таких ли узких? Не секрет, что многих людей буквально тянет на кладбище - причем, задолго до того, как их призовет туда Бог.
Для таких любителей даже проводят экскурсии, а для самостоятельных посетителей существуют таблички с именами, планы и карты, чтобы они, что называется, недолго мучались в поисках нужной им могилы.
В Барселоне тоже есть своя "Тропа кладбищ", объединяющая самые интересные, с точки зрения исторической, познавательной и культурной кладбища города.
Ничего плохого в этой любви к кладбищенским памятникам и надгробиям, если разобраться, нет - в особенности, если вы пришли навестить родственника или какого-нибудь знаменитого писателя, художника или поэта.
Да я сам... Точно! Лишь напечатав эти строки, я понял, что я и сам горазд пошастать по интересным кладбищам! Иначе как возникла бы статья о надгробном памятнике Барселоны под леденящим душу названием "Поцелуй смерти"? Но довольно отступлений - займемся самим "Поцелуем". Для этого нам придется отправиться на барселонское кладбище Побле Ноу.
Надгробный памятник "Поцелуй смерти" находится на кладбище Poble Nou
На кладбище Побле Ноу мы с супругой и коллегой Татьяной отправились, вообще-то, по делам: нужно было навестить родственников Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, которые, если кто не знал, частично упокоены именно здесь. Два слова о самом кладбище, ибо оно того всячески заслуживает.
Побле Ноу - первое городское кладбище Барселоны, построенное за пределами крепостных стен города, рядом с нынешним барселонским пляжем Богатель. Случилось это в 1775-ом году, а прияиной послужила жуткая теснота зажатой оборонительными сооружениями Барселоны. Там и для живых-то места не осталось - не говоря уж о покойниках...
Впрочем, усопшие, которых хоронили на Побле Ноу, недолго наслаждались простором, тишиной и близостью к морю. Грянули Наполеоновские войны, и зловредные французы в 1813-ом фактически сравняли кладбище Побле Ноу с землей.
В 1813-ом итальянскому юноше-скульптору Антонио жинези было поручено отстроить кладбище заново. Итальянец выстроил четко распланировканный город мертвых, где все должны были лежать в равных условиях - однако последующие модификации и переделки не оставили от этого "посмертного равенства" камня на камне.
К концу 190го века это разделение завершилось окончательно. Для новоявленных барселонских богачей и аристократии была предназначены обширные места и зона пантеонов, где они могли изощряться вовсю, демонстрируя свое богатство и заказывая умопомрачительные по роскоши и (нередко) дурному вкусу мавзолеи.
Для плебса остались "гостанаселенные районы" с абсолютно одинаковыми бетонными нишами - вышло эдакое равенство нищебродов".
Поцелуй смерти - надгробный памятник юноши из богатой семьи
Да, "Поцелуй смерти" на надгробие для "нищеброда" никак не тянет. Под массивной плитой, в голове которой и располагается скульптурная группа "Поцелуй смерти", лежит Жузеп Ллаудет-и-Солер - юноша, сын богатого барселонского мануфактурщика, умерший в совсем нежном возрасте.
Отчего? История не сохранила таких подробностей, однако злые языки поговаривали, что причиной безвременной смерти молодого наследника огромного состояния стали его многочисленные дурные привычки, которые и свели его в могилу много раньше назначенного срока.
Случилось это в 1930-ом году. Убитый горем отец усопшего заказал надгробный памятник одному из самых догогих и известных в то время скульпторов - Жауме Барба. Хотя... Злые языки поговаривают, что работу на самом деле выполнил (за огромные деньги) не сам Барба, а его племянник Жоан Фонтбернал.
Впрочем, какая разница? Ведь изваянная из мрамора скульптура создана с таким мастерством, что, как говорится, "мурашки по коже"... Говорят, когда отец юноши увидел этот памятник, он просидел у могилы трое суток кряду, а после покинул кладбище с тем, чтобы никода туда не вернуться: он боялся, что от горестного чувства, которое вызывала в нем эта скульптура, сердце его не выдержит и разорвется...
На каменном постаменте высечены строфы знаменитого каталонского поэта Жасинто Бердагера: "Юное сердце погасло. В венах остыла кровь. Силы иссякли, и Вера вознесла его в объятия смерти. Аминь".
Вот такой он, барселонский "Поцелуй смерти" - наводящий на противоречивые размышления. Одного нельзя отрицать, уж точно: "Поцелуй смерти", увиденный однажды на барселонском кладбище Побле Ноу, уже никогда не изгладится из вашей памяти.
Write a comment