"Слон Целебес" - несомненно, плод творческих исканий Макса Эрнста, прямо продиктованных Первой Мировой, в которой художник принимал самое деятельное участие и был , как мы знаем, ранен. Вольно или невольно, первые мысли, приходящие в голову при виде картины - именно война.
Различные элементы монстра, порожденного буйной фантазией Эрнста, ассоциируются с танком, противогазом, паровым котлом, а устрашающие клыки напоминают сабли. Темно-мышиный цвет этой явно металлической фигуры - эдакой мрачной машины разрушения - лишь подчеркивает ощущение безысходности и давящей опасности.
На фоне слепой и нерассуждающей мощи монстра-Целебеса - женский персонаж с уклоном в античность на переднем плане выглядит особенно обреченно: как все завоевания мирного времени, которые не стоят ровным счетом ничего, когда дело доходит до основных инстинктов, свойственных роду человеческому, и наше грешное естество начинает настойчиво жаждать крови.
Интересно, что название картины не менее многослойно, чем ее содержание. С одной стороны, Целебес – это индонезийский остров (сейчас называется Сулавеси), очертаниями своих берегов похожий на рисунок слона. В то же время сам Эрнст говорил, что сюжет картины был навеян традиционной для немецких детей считалкой, в которой упоминается «слон с Целебеса, похожий на беса».
«Слон Целебеса» был написан в Кельне в 1921 году и стал первой большой картиной Макса Эрнста. Вскоре после завершения картина была куплена другом Эрнста, поэтом Полем Элюаром, а затем перешла от него к сэру Роланду Пенроузу, который владел им до 1975 года, когда он продал ее Институту современного искусства.
При создании этой картины Эрнст использовал свои ранние университетские исследования в области психологии и философии, в ходе которых он познакомился с работами Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда, труды которых и стали основой для графического исследования иррационального подсознания.
Как было впервые отмечено Джоном Крэкстоном и впоследствии подтверждено самим Эрнстом, образ котлоподобной массивной туши на паре «ног» первоначально был вдохновлен фотографией в английском антропологическом журнале, на которой был запечатлен огромный общественный кукурузный бункер, характерный для племени конкомбва на юге Судана.
Фотография сделана с того же ракурса и в принципе очень похожа, но художник придал полому глиняному сосуду металлический вид и полностью изменил его характер, добавив различные придатки, которые мы и наблюдаем на картине.
Наряду с «Постоянством памяти» Сальвадора Дали, «Слон Целебеса» стал одним из самых знаковых образов сюрреализма.
Write a comment