"Слоны" - картина, написанная Сальвадором Дали в 1948-ом, которая, по сути, может считаться едва ли не последним полотном каталонского маэстро, выполненным в жанре чистого сюрреализма - направления, на котором Дали в 30-ые сделал себе мировое имя. Однако уже с середины 40-хх, целиком прожитых в США, Дали напряженно работал над идейной основой своего нового этапа в творчестве, получившего, в конце концов, название "ядерного мистицизма".
Уход от сюрреализма, по сути изжившего себя, для Дали далеко не случаен. Сальвадору, как личности постоянно эволюционирующей, давно уже сделалось тесновато в рамках этого направления, и потому обелиски, которые "несут" на спинах животные в картине "Слоны", вполне можно считать надгробными памятниками сюрреализму - во всяком случае, в творчестве самого Дали.
Да, слоны на длиннейших, тонких суставчатых ногах, которые, кажется, вот-вот подломятся, уже не раз появлялись в более ранних картинах Дали.
Достаточно вспомнить чудесную работу 1944-го года - "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната", или не менее известную и тоже замечательную картину "Искушение святого Антония", написанную в 1946-ом.
"Слоны" - не первое явление этого образа в картинах Сальвадора Дали
Сам факт, что Дали пусть талантливо, но повторяется, уже красноречиво свидетельствует о том, что художник устал в рамках сразу сюрреализма, а потом и созданного на его основе самим каталонцем "параноико-критического метода", который можно охарактеризовать как "продвинутый сюрреализм".
Когда-то сюрреализм стал настоящей революцией в искусстве - однако революция не может длиться вечно. Перед тем, как написать "Мадонну Порт-Льигата" - свое первое полотно, созданное в полном соответствии с канонами "ядерного мистицизма", Дали, как видим, решил еще раз "тряхнуть стариной", в результате чего и появилась картина "Слоны".
Картина "Слоны", где эти фантастические, совершенно "далианские" животные впервые являются не второстепенными, а главными персонажами, в то же время представляется не самой удачной из всех.
Отметим ещё раз: художнику - особенно, мастеру такого масштаба, как Дали - нельзя повторяться. Для человека творческого повторение - это шаг назад. Пока ты топчешься на месте, твои конкуренты по творческому цеху могут запросто убежать вперед - умчаться так далеко, что их уже не догонишь!
Но Дали, как мы знаем, любил многократно эксплуатировать однажды удачно найденный образ - и, надо признать, делал это с блеском.
Значение образа
Впервые слон на длинных и тонких ногах-ходулях, с египетским обелиском на спине, появился в картине Дали "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната". Вот как описывал этот образ сам Дали: "Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы".
В этом высказывании художник очевидно намекает на сон о церемонии похорон папы римского, который однажды приснился Зигмунду Фрейду под звон колоколов, а впоследствии был приведен психиатром в качестве примера сложной связи сюжета и внешнего раздражителя в своем получившем мировую известность труде "Толкование сновидений".
Фрейда Сальвадор Дали обожествлял, а "Толкование сновидений" считал "самым главным чтением в своей жизни", своей "библией" - так что "явление" слона с египетским обелиском на спине в работах Дали-сюрреалиста не могло рано или поздно не состояться - это был лишь вопрос времени.
Заметим, однако, что слон Дали - это совсем не тот слон, которого в свое время изваял по поручению папы римского Джованни Лоренцо Бернини. К массивной туше заморского зверя Дали добавил тончайшие, "почти невидимые" паучьи (стрекозьи) ноги, и сразу получился "слон сюрреалистический" - замечательный многозначный образ, универсальный инструмент, с помощью которого можно выразить самые разные идеи!
Например, в картине "Сон, вызванный полетом пчелы", слон на паучьих ногах символизирует зыбкость и неустойчивость сновидения; в "Святом Антонии" - тяжесть греховных мыслей, одолевающих святого...
Чем этот образ запоминается прежде всего? Тем, что массивная туша слона вступает в очевидное противоречие с явно неспособными удержать этот вес ногами. Однако противоречие это только кажущееся.
Вспомним один из ключевых приемов сюрреализма - смешение сна и реальности. Вспомним - и всё встанет на свои места. Слоны Дали не существуют на самом деле - они лишь порождение сна, воображения или мысли, а сон, мысль или воображение, как мы знаем - нематериальны, поэтому в физическом мире они не весят ровным счетом ничего!
Слоны Дали - один из популярнейших сувениров в Фигерасе
Воображаемым, или "мысленным" слонам Сальвадора Дали вообще, если на то пошло, не нужны никакие подпорки, чтобы парить в пространстве.
Кстати, если вы присмотритесь к картине повнимательней, то увидите, что массивные каменные обелиски, визуально добавляющие массивности тушам слонов, в действительности даже не касаются спин животных.
Они, будучи еще одним порождением фантазии, сна или мысли, весят ровно столько же, сколько и сами слоны - то есть, ничего.
Смешивать воедино сон и реальность Дали умел, как никто другой, а если добавить блестящий ум художника, образность мышления и отточенную технику, станет понятно, почему его работы так хороши.
И образ "далианского слоника" - один из самых удачных. Его можно наделить, в зависимости от обстоятельств, самыми разными значениями.
Слоны Дали многозначны и универсальны
Лично для меня, например, слон Дали - прекрасная аллегория всего нашего бытия, которое зачастую нам самим кажется (именно - кажется, представляется в воображении) в высшей степени основательным, солидным, непоколебимым - но достаточно любой нелепой случайности, и вся эта мнимая солидность в одночасье рухнет и превратится в пыль. Ну, скажите, что я не прав?
Кстати, слонов своих Дали часто называл "космическими", явно указывая на их невесомость. Есть у художника и ювелирное украшение, которое так и называется - "Космический слон".
В наши дни вместе с целой коллекцией других ювелирных украшений Дали полюбоваться космическим слоном можно в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе. (Читать описание картины "Слоны" на английском языке)
Источник фото: сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали
Статьи по теме:
Write a comment