"Империя света" - Рене Магритт (1949). Между 1949 и 1964 годами Магритт написал семнадцать версий "Империи света" маслом и еще десять - гуашью. Название "L’empire des lumières" предложил друг Магритта - лидер брюссельской сюрреалистической группы поэт Поль Нуже.
Интересно, что чаще всего на английский язык название картины переводят как «The Dominion of Light». «Английские, фламандские и немецкие переводчики понимают "империю" в смысле« территории », - отмечает Нуже, - в то время как фундаментальное значение в данном случае - «власть», «господство».
Картина "Империя света", о которой идет речь в этой статье - самая первая написанная Магриттом картина (холст, масло; 48,5 х 58,7 см), носящая это название. Идея этой картины быстро стала популярной, и в течение следующих пятнадцати лет художник создал многочисленные варианты "Империи света", основанные на этой оригинальной концепции - еще шестнадцать полотен, очень ценимых в среде коллекционеров.
Каждая последующая картина так или иначе ключевые элементы нынешней оригинальной L'empire des lumières : ночная улица в спокойном, благополучном, ухоженном, буржуазном квартале города - улица, похожая на rue de Esseghem - улицу в Брюсслеле, где жил сам художник.
Ставни в большинстве своем закрыты, шторы зашторены - лишь из некоторых окон робко пробивается желтный электрический свет - однако единственным подлинным источником света в этом отошедшем ко сну буржуазном мире является уличный фонарь, сияющий во тьме подобно маяку. Добропорядочные бюргеры мирно почивают в своих постелях. Картинка, одним словом, самая идиллическая и всем хорошо знакомая - до тех пор, пока не поднимешь взгляд повыше.
А "повыше" зритель увидит внезапное дневное небо с полным отсутствием какого либо намека на луну и звезды. Напротив - небесная синь голубеет, по ней лениво плывут умиротворящие облачка - еще одна картинка, знакомая нам до боли. Вот здесь-то и начинается Магритт, обожавший подобного рода парадоксы.
По отдельности верхняя и нижняя часть картины выглядят совершенно нормально, мы при всем желании не найдем ни одного расхождения с действитльностью, способного удивить, озадачить или напугать. Но соедините две этих "обычности" вместе, как сделал Рене Магритт - и тут же получите одну большую "необычность": тревожный и однозначно заставляющий задуматься образ.
Магритт обладал редким даром соединять в своих картинах совершенно обыденные вещи таким образом, что полученный в итоге результат кардинально отличался от какой-либо обыденности. Без страха и упрека художник "сталкивал лбами" в пространстве своих картин совершенно не предназначенные для сосуществования обычные предметы и являения - сталкивал так, что у "благодарного зрителя" искры сыпались из глаз, а мозг закипал в тщетных попытках разгадать ребус художника.
«Для меня концепция картины - это некая простая или сложная идея, котоую можно визуально реализовать живописными средствами. Очевидно, что все идеи сами по себе вряд ли способны стать сюжетами картин. Идея должна быть достаточно стимулирующей, чтобы я мог приступить к рисованию вещи или вещей, которые смогут проиллюстрировать овладевшую мной идею. Концепция картины, то есть идея, внешне в картине не видна: идею нельзя увидеть глазами.
На картине изображено то, что видно глазу, вещь или предметы, которые вдохновили меня на идею. Итак, в картине L’empire des lumières есть вещи, которые, под влиянием идеи, я хорошо себе представлял: ночной пейзаж, а над ним - дневное небо. Мне кажется, что это столкновение дня и ночи способно нас удивить и очаровать.
Я называю эту силу «поэзией». Я считаю, что это столкновение обладает большой поэтической силой, потому что меня они всегда сильно интересовали, хотя я никогда не отдавал предпочтения тому или иному. Этот интенсивный личный интерес к ночи и дню (материализованный в картине) вызывает чувство восхищения и удивления».
В своих попытках объяснить, что он пытался изобразить, Магритт, как всегда, восхитительно косноязычен. Но это и правильно, черь побери! Во-первых, он был не поэтом, а художником, во-вторых, если бы все можно было бы объяснить словами - живописи не существовало бы вообще!
«Империя света» - одно из самых известных произведений, созданных Магриттом в последние годы его жизни. В названии также кроется определенный парадокс: слово "империя" преподлагает всеобъемлющую власть, в то время как нижняя половина картины наглядно демонстрирует, что "империя" в действительности отнюдь не всесильна, и существует четкая граница, где власть ее разом сходит на нет.
13 ноября 2017 года первая версия "Империи света", написанная в 1949 году, была продана на аукцине Christie's за 20 562 500 долларов США, что делает её одной из самых дорогих вещей бельгийского художника.
Статьи по теме:
Write a comment