Бесконечная загадка - картина, написанная Сальвадором Дали в 1938-ом, на пике его творческой активности в рамках "параноидально-критического метода" - самосозданного и самопровозглашенного Дали в 1935-ом, когда вышло из печати его эссе "Завоевание иррационального". Одним из главных технических приемов параноидально-критической деятельности Сальвадора Дали являлось создание так называемых "двойных образов" - то есть, изображений, которые можно воспринимать, как два совершенно разных образа - стоит лишь взглянуть на картину под несколько иным углом или поменять "настройки восприятия".
Картина "Бесконечная загадка" не случайно носит такое название - здесь количество обрразов, одновременно являющихся другим изображением или частью его, значительно больше, чем два.
Центральным из этих "образов-перевертышей", безусловно выступает ваза с фруктами, которая в то же время является лицом Федерико Гарсиа Лорки - испанского поэта и даже не друга - "родственной души" Дали, талантливейшего творца, который, в силу стечения трагических обстоятельств, был расстрелян франкистами в самом начале Гражданской войны в Испании.
Сальвадор Дали, в силу определенной черствости души лишенный возможности сострадать людям напрямую, или даже выказывать это сострадание, тем не менее, всегда делал это через творчество (не всегда осознавая это), и тот факт, насколько часто он возвращается к образу Лорки в 1937-38 г.г. очень хорошо показывает, насколько смерть друга-поэта удручала Дали.
Этот же образ - "ваза-лицо" - мы встречаем также в картине Дали "Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря", или в картине "Три возраста" - вещах, написанных практически в одно и то же время.
Нос губы и подбородок Лорки в то же время являют собой фигуру няньки Дали, сидящей к нам спинной - тоже, кстати, образ, "кочующий" из одной картины Дали в другую. Ножка вазы - переносица, основание ножки - подбородок; груши обращаются в волосы, а предметы, изображенные в глубине полотна на заднем фоне, внезапно обращаются в глаза этого задумчивого, печального лица, ткущегося из воздуха и возникающего из ниоткуда.
На этом, однако, превращения и открытия отнюдь не заканчиваются. Вглядевшись в картину чуть пристальней, мы обнаружим и фигуру мыслителя, подперевшего голову рукой, и лощадь, и лодку, которая в то же время является музыкальным инструментом, и афганскую борзую, тоже путешествующую из холста нга холст...
Да что там - борзую! Поискав как следует, мы обнаружим даже Галу - в точности такую же, какой она предстает нам на картине "Портрет Галы в тюрбане".
Лично для меня это постепенное "разгадывание" картин Сальвадора Дали всегда было интереснейшим занятием - да и туристам на наших экскурсиях "образы-перевертыши" всегда нравятся и вызывают бурю эмоций!
В наши дни картина Дали "Бесконечная загадка" (114,5 Х 146,5; холст, масло) находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. И эта картина, поверьте, достойна того, чтобы застыть перед ней минут эдак на 20, наслаждаясь мастерством художника - проверено не раз на практике! Это тот случай, когда отчетливо понимаешь, насколько любая, даже самая хорошая репродукция, далека от оригинала.
Статьи по теме:
Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали
11 интересных фактов о Гала Дали
Сальвадор Дали - интересные факты
Write a comment