В аббатстве Монсеррат (Каталония), в самом центре атрия - закрытого дворика, предшествующего входу в церковь, установлена скульптура "Анна", автором которой является всемирно известный барселонский художник, скульптор и график Жауме Пленса (Барселона, 1955). Предположительно, эта монументальная работа Пленса будет находиться на Монсеррат до 3 ноября - хотя впоследствии, возможно, срок будет продлен, как это уже не раз случалось с работами художника, пользуюищимися, как правило, большим успехом у публики.
Да, монументальные головы Пленса, выполняемые из различных материалов, похоже, уже можно назвать целым явлением в мире современного искусства.
Они украшали и продолжают украшать улицы и площади самых разных городов мира - в Барселоне, например, рядом со дворцом Каталонской музыки, установлена "Кармела", о которой мы уже писали.
И, как человек, который во время экскурсий по историческому центру Барселоны регулярнно показывает "Кармелу" туристам, свидетельствую - в ста случаях из ста люди в восторге от этого творения мастера - да и мне самому оно глубоко симпатично.
Не исключено, что такая же популярность и всенародная любовь ждут и новую работу художника "Анну" (2018).
Для Жауме Пленса, как и для всех каталонцев, знакомство с этим удивительным местом - Монсеррат - началось с детства.
"Как-то еще ребенком, когда мы с родителями в очередной раз приехали на Монсеррат и остановились в келье для паломников, я, уже в темноте, распахнул окно и до сих пор помню свои ощущения при виде бесконечного звездного неба и всепоглащающей тишины вокруг...
Уже тогда я ощущал эту необычную энергию, которую излучает гора Монтсеррат и которая находится в полной гармонией с высокой духовностью этого места, где расположен бенедиктинский монастырь..."
Такой же духовностью отмечены и работы Жауме Пленса, в частности, четырехметровая "Анна", выполненная из стальной проволочной сетки. Скульптура изображает голову девочки с закрытыми глазами - "воплощение классической, мягкой, именно средиземноморской красоты".
Атрий, по мнению Пленса, которое поддерживает и аббат обители - идеальное место для расположения скульптуры. Это место, по словам мастера, где соединяются воедино человеческое и божественное, где происходит единение тела и души.
Здесь человек, существо земное и приземленное, вступает в контакт с божественным, постигать суть которого ему предстоит всю жизнь. В нашей жизни именно невидимое является самым главным: дружба, любовь, сострадание... То, что невозможно увидеть - и что определяет весь ход нашей жизни.
Именно поэтому "Анна" прозрачна. Внутрь скульптуры беспрепятственно проникает свет, как раз символизирующий духовность. И в то же время это материальный объект, имеющий вполне осязаемую, ограниченную стальной сеткой форму. Вот оно - то самое единение духовного и телесного, показать всю гармонию и красоту которого и пытается Жауме Пленса в своих работах.
Идея разместить работу Пленсы на территории монастыря возникла у члена монсерратской общины падре Лаплана, который возглавляет, по совместительству, музей Монсеррат в 2015, на Венецианском Биенале. Именно там падре увидел похожую работу Пленса, установленную в церкви Сан Джорджио Маджоре (тоже принадлежащую бенедиктинскому ордену).
В 2017 художник посетил Монсеррат, и в ходе этого визита была достигнута договоренность, в соответствии с которой Пленса согласился предоставить аббатству Монсеррат свою работу на безвозмездной основе, с условием, что аббатство берет на себя монтаж и охрану скульптуры. Таким образом, до 3-го ноября 2019, а возможно, и дольше, посетители смогут любоваться "Анной" в атрии всемирно известной обители.
Статьи по теме:
Write a comment