Прогуливаясь по улицам Старой Жироны, внимательный турист наверняка обратит внимание на странного вида памятник, установленный на ступенях одной из улиц-входов в Еврейский квартал Жироны.
Причем, при всей странности, памятник этот, а точнее, стиль, в котором выполнена работа, покажется туристу смутно знакомым.
Подумав еще несколько секунд, он наверняка воскликнет: "Эврика! Конечно же, я видел нечто подобное на фасаде Страстей Храма Святого Семейства в Барселоне! "
Так и есть. Автор памятника под названием "Ахритектор" - каталонский скульптор Жозеп Мария Субиракс, вошедший в историю мирового искусства прежде всего как автор скульптурного оформления фасада Страстей Саграда Фммилия.
За этот главный труд своей жизни Субиракс был нещадно критикуем при жизни - как, впрочем, и сейчас. Но, как бы ни было, стиль мастера узнается сразу - а это уже признак творческой оригинальности!
Что до памятника "Архитектор", установленного в Жироне в 1986-ом, он посвящен архитекторам, которые на протяжении многих веков возводили величественный кафедральный собор Жироны - одну из главных достопримечательностей города.
Собор строился, ни много ни мало, целых 700 лет, вместив в свою монументальную архитектуру множество стилей.
А еще собор Санта-Мария де Жирона включен в книгу Рекордов Гиннесса как храм с самым широким готическим нефом в мире и вторым в архитектуре всех стилей, после собора Святого Петра в Ватикане.
В готической же архитектуре собор Жироны не знает аналогов. Судите сами: ширина его составляет 22 метра 98 сантиметров.
При высоте в 34 метра объем безопорного внутреннего пространства собора Жироны не просто впечатляет - он потрясает! Никто и никогда, ни до и ни после не строил в готике ничего подобного!
Кстати, памятник Субиракса, как можно видеть на фотографии, включает в себя и точный план кафедрального собора. Присмотритесь к нему внимательней, и вы увидите, что изначально готическая конструкция собора была задумана трехнефной и значительно более низкой. Именно так была выстроена алтарная часть собора, включающая пресвитерий и завершенная в 1368.
А затем мнения архитекторов разделились. Более консервативные и "традиционные" мастера предлагали продолжить строительство храма в том же ключе - то есть, в виде трехнефной базилики.
А вот "революционеры", считавшие это решение слишком банальным, выступили в неожиданным и, прямо скажем, пугающим предложением: "А давайте рискнем: поднимем своды еще выше и сделаем центральную часть нефа цельной, без опор!"
"Традиционалисты" смеялись над ними, обвиняя "революционеров" в непрофессионализме.
-Такая церковь не может стоять! Она рухнет, не будучи даже достроенной! - заявляли безапеляционно они.
Однако революционеры не сдавались. Спор затянулся на догих 50 лет, и для того, чтобы решить его, неоднократно пришлось созывать целые конференции средневековых зодчих.
600-летней годовщине первой такой "конференции" или "симпозиума" специалистов, состоявшейся в 1386-ом году, и посвящен памятник Субиракса под названием "Архитектор".
Такие "конференции" собирались не один раз. Последняя из них состоялась в 1417-ом, и, хотя большинство экспертов высказались за трехнефный храм, епископ жиронский, за кем оставалось последнее слово, проявил свойственный каталонцам неожиданный авантюризм, и сдела выбор в пользу однонефной конструкции.
Осуществлять идею был назначен архитектор Вильгельм Бофиль, хотя и после его смерти работы продолжались еще долго. И, представьте себе, церковь не рухнула во время строительства, как предсказывали реакционеры. Более того - она стоит до сих и по праву входит, как мы уже сказали, в книгу Рекордов Гиннесса.
Жирона посещается нами в ходе следующих эксурсий:
Write a comment