Экстаз Святой Терезы (также "Святая Тереза в экстазе" или "Трансвербация святой Терезы") представляет собой скульптурную группу из белого мрамора, установленную в приподнятой эдикуле в часовне Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме.
Попутно проясним, что такое "трансверберация" - ибо словечко, прямо скажем, не из самых употребительных. Итак, трансверберация - это мистический опыт, который в контексте католической религиозности описывается феноменом, в котором человек, который достигает интимного единения с Богом, чувствует, как сердце его пронзает сверхъестественный огонь.
Самый известный пример - Св. Тереза Иисуса, которая, отметим, широко делилась своим религиозно-мистически-интимным опытом с почтенной публикой, что собственно, и послужило причиной создания скульптурной группы.
Работа была спроектирована и выполнена Джованни Лоренцо Бернини, ведущим скульптором своего времени, который также разработал оформление капеллы из мрамора, лепнины и краски. "Экстаз Святой Терезы" считается одним из непревзойденных скульптурных шедевров высокого римского барокко - а мы и вовсе считаем её достойной войти в список 20 лучших скульптур всех времен.
Скульптура изображает Терезу Авильскую, испанскую монахиню-кармелитку и святую, падающую в обморок в результате длительного пребывания в состоянии религиозного экстаза, над которой вовышается довольный ангел с копьем.
Весь ансамбль был выполнен зрелым Бернини во время папства Иннокентия X. Когда Иннокентий взошел на папский престол, он, надо сказать, отлучил Бернини "от кормушки" и стал избегать его услуг по той простой причине, что Бернини был любимчиком предшественника Иннокентия - распутного папы Барберини.
Впрочем, надолго Бернини без покровителя не остался - услуги его мастерской тут же потребовались иному покровителю - венецианскому кардиналу Федерико Корнаро (1579–1653).
Для своей усыпальницы Корнаро выбрал ничем не примечательную до той поры церковь босых кармелитов. В основу скульптуры лёг широко известный опыт одной из первых женщин-писательниц - испански Терезы Авильской, которая как раз незадолго до этого была канонизирована, став первой святой из стана босых кармелиток.
За работу кардинал Корнаро заплатил Бернини поистине королевскую по тем временам сумму - 12 000 скуди, но и результат того стоил!
Между 1644 и 1647 годами была создана небольшая терракотовая модель скульптурной группы размером около 47 см. Скульптура представляет собой первое воплощение проекта, и на ней все еще видны следы отпечатков пальцев великого Бернини. В наши дни модель находится в собрании Эрмитажа.
Две центральные скульптурные фигуры - падающей в обморок монахини и ангела с копьем - навеяны широко известным эпизодом, описанным Терезой Авильской в ее автобиографии «Жизнь Терезы Иисуса» (1515–1582). Опыт религиозного (?) экстаза при встрече Терезы с ангелом описан девушкой следующим образом:
"Я увидел в руке его длинное золотое копье, на острие которого, казалось, горел огонь. Мне казалось, что время от времени он вонзает его мне в сердце и пронзает самые мои внутренности; когда он, наконец, вытащил его, он, кажется, вытащил и всё моё нутро, и оставил меня охваченную огнем великой любви к Богу. Боль при этом была так сильна, что я застонала; и все же так превосходна была сладость этой чрезмерной боли, что я и помыслить не могла, чтобы захотеть избавиться от неё.
Душа моя довольствуется теперь не чем иным, как Богом. Боль эта не телесная, а духовная, хотя и тело от неё болит и страдает. Это нежность любви между моей душой и Богом настолько сладка, что я молю Бога о Его благости дать испытать её тому, кто может подумать, что я лгу."
Что сказать - текст очень искренний и эмоциональный. Можно предположить, что в иное время и при иных обстоятельствах Тереза Авильская вполне могла бы стать автором эротических романов, и Голливуд бы выстраивался в очередь, чтобы выкупить права на их экранизацию, однако обстоятельства не были иными, и Тереза стала святой и учителем церкви - вполне, на наш взгляд, заслуженно.
Можно не сомневаться, что очевидная плотская чувственность взаимоотношений Терезы с ангелом и его золотым копьем породили огромное количество конспирологических интерпретаций, трактующих духовно-телесный мистический опыт Терезы с позиций плотского соития - ещё в те времена, когда Зигмунд Фрейд еще не появился на свет, чтобы озадачить мир психоанализом.
Скульптурная группа освещена естественным светом, проникающим через скрытое окно в куполе, и подчеркнута позолоченными лепными лучами. Тереза изображена лежащей на облаке, что указывает на то, что происходит не акт земных утех, а божественное явление, свидетелями которого мы, по милости заказчика и скульптора, являемся.
На боковых стенах присутствуют и другие свидетели; горельефные портреты мужчин из семьи Корнаро в натуральную величину: Кардинал Федерико Корнаро и дож Джованни I Корнаро присутствуют здесь и обсуждают событие, как будто находясь в ложе театра.
Хотя фигуры выполнены из белого мрамора, кувшин, стеновые панели и театральные ложи выполнены из цветного мрамора. Выше свод часовни украшен фресками иллюзионистского неба, заполненного херувимами, с нисходящим светом Святого Духа, аллегорически изображенного, по традиции, в виде голубя.
Искусствовед Кэролайн Бэбкок считает, что в этой работе Бернини намеренно слил воедино божественное и земное, плотское и духовное, религиозный экстаз и оргазм - что сделало работку не только чрезвычайно популярной, но и оказало мощное влияние на всё искусство той поры.
Впрочем, и в наши дни мало найдется столь эротичных работ - в особенности, когда речь идет о вполне каноничных изображения святых! Бернини действительно был великим скульптором, и "Экстаз Святой Терезы" - самое наглядное тому подтверждение!
Write a comment