Взрывающаяся рафаэлевская голова - картина, которую Сальвадор Дали написал в 1951-ом году. Тогда же, напомним, вышел его "Мистический манифест", красноречиво и декларативно свидетельствующий о смене идеологических и творческих установок художника.
В период сюрреализма, говорил Дали, он пытался изображать внутренний мир человека - тот самый, тайны которого впервые были открыты Зигмундом Фрейдом. Однако времена изменились. Внешний мир физики вырвался из объятий психологии, и теперь доктор Гейзенберг, по словам Сальвадора Дали, стал его новым отцом.
Напомним: предвестником ядерно-мистического периода Дали стали атомные бомбы, сброшенные в августе 1945-го на Хиросиму и Нагасаки. Мир физики, изучающей мельчайшие частицы, из которых состоит материя, буквально заворожил Сальвадора Дали.
Отныне от пристально следил за всеми достижениями ядерной науки, которые так и просились на холст. Если физики изучали эти крохотные частицы, из которых состоит всё сущее - почему бы художнику их не изображать?
Ядерно-мистический подход Дали к созданию своих работ охватывал множество технических приемов - от фрагментирования объектов и воссоздания их молекулярно-структурной точности до имитации желатинообзраной вязкости первичной материи.
Взрывающаяся рафаэлевская голова - шедевр ядерного мистицизма
В самом общем смысле, Дали отныне поклонялся трем богам: великому античному и классическому наследию искусства, католицизму в его испанском мистическом варианте и ядерной физике. Все эти "боги" наглядно представлены в картине "Взрывающаяся голова Рафаэля".
Внутренная часть головы взятой Дали за основу Рафаэлевской Мадонны выполнена в виде знаменитого купола Пантеона (античность), образ Богородицы воплощает католическую веру, а фрагментированное его изображение - дань Дали корифеям современной ядерной науки.
Интересно также отметить, что и тонкий круг нимба, и довольно тревожные облака, служащие в картине фоном, с первого же взгляда наводят на мысли о ядерном взрыве - именно такова и была задумка Сальвадора Дали.
Опять же, Дали не был бы Дали, если бы не наполнил свою "Взрывающуюся рафаэлеву голову множеством дополнительных смыслов". Один из них - преемственность, выраженная в триаде "Античность - Ренессанс - "божественный" Сальвадор Дали."
Ведь что такое Пантеон? Это уникальный шедевр архитектуры, ставший настоящим прорывом в строительной науке. А Мадонна Рафаэля? Это ведь не абстрактно-возвышенно-бестелесная Мадонна готической эпохи, когда Бог был велик, а человек ничтожен - нет!
"Взрывающаяся рафаэлевская голова" отражает преемственность в искусстве: от Античности к Ренессансу, от Ренессанса - к ядерному мистицизму Дали.
Это Мадонна гораздо более земная, Мадонна приземленная, если хотите, вульгаризированная - ведь при написании ее Рафаэль использовал, как известно, свою возлюбленную, "Флорентийскую пирожницу" - то бишь, земную женщину, бывшую, к тому же, его любовницей. А разве дерзнул бы так поступить Рафаэль, не твори он в эпоху Гуманизма и Реформации?
То есть, "приземленная" Мадонна Рафаэля - это отражение либо уже случившихся, либо еще грядущих необратимых перемен в мировосприятии, связанных с великими научными открытиями. Иными словами, Мадонна Рафаэля - отражение научных перемен на уровне искусства. До Коперника с его гелиоцентрической системой от Мадонны Рафаэля остается один шаг.
Точно так же, и "Взрывающаяся рафаэлевская голова" - отражение на уровне искусства достижений современной Сальвадору Дали науки, не только вторгающейся в повседневный мир, но и грозящей уничтожить его единым атомным махом! Холодная война, среди прочего, обнажила всю хрупкость бытия человечества, получившего в свои руки невиданную доселе ядерную мощь.
Конечно же, Дали "верует" в католицизм по-своему. Очень по-своему: ведь брызжущая сперма, как и попутное отождествление Мадонны с кукурузным початком (сиволом плодородия) - не отнесешь к канонической иконографии Мадонны.
Да и носорожий рог, культом которого, как вы знаете, Дали был одержим с начала 50-хх - тоже символ далеко не однозначный, в силу своей откровенно фаллической формы, что Дали особенно ценил в этом отростке носорога. Но разве вправе мы хотеть от Сальвадора Дали обычной, "канонической" веры?
Статьи по теме:
Фигура и драпировка на фоне пейзажа
В поисках четвертого измерения
Write a comment