"Извлечение камня глупости" (48,5 х 34,5 см, масло, дубовая панель) - картина Иеронима Босха, написанная предположительно в 1501 - 1505 годах и в наши дни хранящаяся в музее Прадо в Мадриде.
Картина выполнена в форме тондо, весьма распространенной в ренессансной Италии. Босх также нередко использовал этот формат. На фоне идиллического сельского пейзажа Босх изобразил сцену, чрезвычайно популярную в искусстве той поры - операцию по извлечению "камня глупости".
Как и в ряде своих миниатюр, Босх расположил по кругу украшение из золотых переплетенных лент на черном фоне и надпись готическими буквами, тоже золотыми, наверху: Meester snijt die keye ras (Учитель, забери этот камень у меня поскорее ); и внизу: Myne name is lubbert das (Меня зовут Любберт Дас).
В те далекие и довольно темные времена популярное народное верование связывало слабоумие с физической причиной, а именно с камнем, сидящим в мозгу и не дающим извилинам нормально функционировать.
Разумеется, такое положение дел было абсолютно на руку всевозможным шарлатанам, жуликам и лжеврачам, которые в массовом порядке проводили "операции" по удалению зловердного камня - на самом деле "удаляя" деньги из кошельков доверчивых и жаждущих излечения идиотов.
Специалисты по извлечени камней глупости пользовались в то время не меньшей популярностью, чем сегодняшние целители, обещающие быстро и навсегда избавить заблудшего человека от алкогольной или наркозависимости.
Именно такой момент операции, после которой наступит "чудесное исцеление" изображен на картине Босха. Три шарлатана: монах, монахиня и лжеврач - "трудятся", не покладая рук, чуя близкую наживу.
Жертва, которая у моралиста и сатирика Босха изображена не вызывющей никакого сочувствия - старый, толстый и очевидно зажиточный бюргер, лишенный башмаков и привязанный к креслу. На голове "врача", проводящего "операцию", первернутая воронка - символ шарлатанства и обмана.
То, что лжехирург извлекает из головы своего недалекого пациента, - это не камень, а озерный тюльпан, разновидность кувшинки, подобная той, что лежит на столе - вероятно, знак предыдущей операции, также проходившей под наздором "людей божьих".
Хотя этот цветок часто интерпретитруется как символ денег и наживы, некоторые специалисты по творчеству Босха склонны рассматривать его в сексуальном ключе - как указание на то, что истинной проблемой упитанного селянина является вовсе не слабоумие, а похоть.
Об этом же "заболевании" свидетельствуют внушительное мужское достоинство "пациента", упрятанные в красные лосины, и кожаная сумка, в отверстие которой вставлен характерной формы кинжал, выходящий с обратной стороны.
Подтверждением этой идеи выступает также имя пациента, Любберт Дас, которое некоторые переводят как кастрированный барсук. Барсук (das) считается ленивым существом, ведущим ночной образ жизни и спящим днем. Любберт - мужское имя, которое также используется как прозвище для толстого, ленивого и глупого человека, в то время как глагол lubben означает "кастрировать".
Морализатор и сатирик Босх, не чуждый черного юмора, дает понять зрителю, что единственная операция, которая могла бы исцелить мерзкого похотливого старика и вернуть его в лоно праведной христианской жизни - это кастрация.
Однако кастрировать любвеобильного старца никто не собирается. Вместо этого его обдерут как липку и отпустят восвояси. Вернувшись в родное село, старик продолжит "озорничать", не в силах унять свое мощное мужское начало, а затем, снедаемый упреками совести и жены, вновь побежит к очередному шарлатану - извлекать все тот же камень глупости. Одним словом, всё, как сейчас - со времен Босха совершенно ничего не изменилось, включая и греховную природу человеческую.
Этой небольшой, но яркой и впечатляющей вещью Босха можно полюбоваться в музее Прадо в Мадриде, который может похвастать самым внушительным собранием работ Иеронима Босха в мире.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно.
Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment