Картина "Глаз" была создана Сальвадором Дали в 1945-ом году в рамках обширной работы над сценой сна для фильма Альфреда Хичкока "Завороженный" с Ингрид Бергман и Грегори Пеком в главных ролях.
В настоящий момент эта блестяще, в абсолютно "далианском" стиле написанная вещь (60 Х 85 см; доска, масло) находится в частной коллекции.
Напомним: в этом знаменитом фильме Хичкока Игрид Бергман играет роль врача-психиатра, а Грегори Пек - пациента, который пытается описать последовательность образов, увиденных им во сне.
Для визуализации фрейдистских символов, которым изобиловало сновидение героя Пека, сюрреалистический стиль Дали, который, как мы знаем, боготворил Фрейда и создал свой "параноидально-критический" метод, опираясь преимущественно на труды австрийского психиатра, подходил как нельзя более.
Дали, всегда с трепетной любовью относившийся к кинематографу, взялся за работу с привычным рвением и в конце концов "натворил" достаточно для 20-минутного сна! Причем, созданные Дали образы получились настолько яркими, что сон мог бы стать едва ли центральной частью фильму, что совершенно не входило в планы Хичкока - режиссером все-таки был он. В итоге сцену сна сократили до 3-х минут, однако и при таком "урезании" она все равно остается одной их самых запоминающихся в фильме.
Точно так же впечатляет и картина "Глаз". Гигантский, подвешенный в центре обширного пустынного пространства, глаз гипнотизирует и даже пугает. Дали намеренно отделяет этот орган зрения от своего "носителя", то есть, человека, придавая ему тем самым окончательную самостоятельность и важность. К такому приему "отчуждения" части тела и, за счет этого, наделения ее особой значимостью Сальвадор Дали прибегал и ранее - и это, надо признать, всегда работает.
Надо отметить, "Глаз", сразу наводит на воспоминания о первом кинопроекте, в котором принял участие Дали, создавший совместно с Луисом Буньюэлем картину"Андалузский пес" (1929) - короткометражку протяженностью в 16 быстрых минут, которая и сегодня смотрится революционно и свежо. А одна из самых шокирующих сцен в начале фильма памятна, я уверен, каждому, кто смотрел кинофильм: узкое облачко наплывает на полный диск луны, и тут же опасной бритвой женщине разрезают глаз!
Кстати, реминисценнция того "облачка-бритвы" присутствует и в картине "Глаз": такое же длинное и узкое, тревожного черно-желтого цвета облако режет небо в картине надвое.
Источник фото: Сайт Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе
Статьи по теме:
Путеводитель по Театру-музею Дали
В поисках четвертого измерения
Write a comment