Картина "Лицо войны" была написана Сальвадором Дали в 1940-ом в солнечной Калифорнии и стала своего рода реакцией художника на ужасы Гражданской войны, три года разрывавшей пополам его родную землю.
Напомним, сам Дали в этой братоубийственной мясорубке никакого участия не принимал: в самом начале военных действий он с супругой предпочел уехать из Испании, где повсюду царила смерть, и жил попеременно в Италии и Франции - пока продолжающаяся агрессия Гитлера не вынудила Дали, как и множество других людей искусства, бежать на американский континент.
Тем не менее, как человек глубоко восприимчивый и, прежде всего, творческий, Дали не мог не пропустить все ужасающие события войны через себя, в результате чего и появилось это жутковатое полотно (100 Х 79 см, масло, холст).
"Лицо войны" - описание картины Сальдора Дали
Картина "Лицо войны" на нашем youtube канале "Мир Сальвадора Дали":
На фоне пейзажа землистых тонов, намеренно напоминающих о могиле, мы видим вызывающее ужас лицо, а скорее, череп, обтянутый иссохшей кожей и обрамленный остатками "волос" в виде шипящих змей.
В отверстиях глазниц и рта находится по еще одному черепу, в каждом из которых, в свою очередь, картина повторяется: снова мы видим те же черепа - иными словами, картина дублирует саму себя до бесконечности.
Символическое значение, таким образом, сразу становится понятным: война - это бесконечная смерть, питающася собой. Кстати, подобные образы начали появляться в работах Дали уже в самом начале Гражданской войны (" в картинах "Мягкая конструкция с варёными бобами" ("Предчувствие Гражданской войны"), и "Осенний каннибализм", созданными в 1936-ом).
Вот как описывал собственные ощущения и свою реакцию на происходившее тогда в Испании сам Дали:
"Сразу же в середине напоминающего труп тела Испании, наполовину пожранного червями и муравьями экзотических и материалистических идеологий, стала видна громадная иберийская конструкция, подобная огромному собору, наполненному белым динамитом ненависти.
Хоронить и раскапывать могилы. Осквернять и хоронить! Хоронить для того, чтобы снова раскопать! В этом состояло все языческое желание гражданской войны, охватившей Испанскую землю..."
Картина "Лицо войны", написанная, повторимся, в благополучной апельсиновой Калифорнии - еще одна ретроспективная реакция художника на то, что произошло в далекой и недоступной для него в то время Испании.
Кстати, это единственная из всех картин Дали, где в нижнем правом углу можно увидеть отпечаток его руки.
Что до Соединенных Штатов Америки - эта страна стала для Дали домом на долгих восемь лет. Именно в американский период Дали обрёл мировую славу, сделался состоятельным человеком, смог реализовать себя не только в живописи, но и в литературе, театре, кино...
Кажется, чего же боле? Художник мог бы счастливо и безбедно жить на гостепримной американской земле вплоть до конца своих дней, если бы не "одна маленькая, но существенная деталь", как любил выражаться сам Дали: со временем тоска по родной Каталонии, по благословенному и воспетому художником в сотнях работ Порт-Льигату, где у Дали был дом, сделалась поистине невыносимой. Сальвадор хандрил и всё чаще впадал в депрессию, в общем, ему несвойственную.
Родина звала, зов её звучал всё громче, и не было на земле более счастливого человека, чем Дали, вновь ступивший на испанскую землю в июле 1948-го.
Статьи по теме:
Кадакес, Порт-Льигат и мыс Креус - экскурсия
Театр-музей Дали в Фигерасе и Порт-Льигат
Write a comment