Свое первое и главное "Фальшивое зеркало" Рене Магритт написал в 1928 году. Картина, выполненная маслом на холсте, одно время принадлежала коллеге Магритта - сюреалисту Ману Рэю, после чего тот продал ее Музею современного искусства в Нью-Йорке, где она по сей день и находится.
В 1935 Магритт написал еще одну, уменьшенную версию картины (всего 19 х 27 см), которая находится в частной коллекции, а в 1952 году выполнил еще одну копию (бумага, гуашь), тоже принадлежащую сегодня частному лицу.
Возвращение к одним и тем же образом и вообще было свойственно художникам-сюрреалистам: вспомним того же Сальвадора Дали с его "слониками" на паучьих ногах или "мягкими часами", не говоря уж о муравьях и пылающих жирафах.
Что касается такого емкого, многозначного и допускающего массу аллегорий образа, как глаз - его использовали, и далеко не по одному разу, и Макс Эрнст, и вышеупомянутые Дали с Рэем, однако Рене Магритт, как всегда умудрился сделать это по-своему.
Изображение впечатляет зрителя прежде всего тем, что глаз "вырван" из обычного контекста и преставлен в виде самостоятельной сущности, без лица, которому, по идее, он должен принадлежать. Опять же, радужная оболочка глаза являет собой не что иное, как умиротворяющее небо с белыми облаками, резко контрастирующими с черной неповижностью буквально гипнотизирующего нас зрачка.
Магритт, как и другие сюрреалисты, частенько использовал этот прием, свойственный и магическому реализму - соединить несколько обычных предметов или явлений в одну невозможную в реальности комбинацию.
Подобное "сочетание несочетаемого" мы часто наблюдаем во сне, и созданы они невидимой нам, но неустанной работой подсознания, обретающего власть над спящим - вот почему для сюрреалистов бессознательное всегда было генератором творческого материала.
Визуализируя с помощью картин эти "продукты" бессознательного, сюрреалисты не без оснований рассчитывали на то, что они напрямую смогут воздейсьтвовать на подсознание зрителя - что, собственно говоря, и происходит с нами, когда мы полчаса "зависаем" перед какой-нибудь славной вещью того же Магритта, Эрнста или Дали.
"Глаз" Магритта в картине "Фальшивое зеркало" функционирует на нескольких мистических уровнях: зритель смотрит на него, в него и сквозь него, как через окно, и "Глаз", в свою очередь смотрит на зрителя, таким образом, будучи наблюдаемым и наблюдателем одновременно.
Ман Рэй, владелец картины с 1933 по 1936 год, описал «Фальшивое зеркало» как картину, которая «видит, по крайней мере, столько же, сколько видят ее».
Заменяя радужную оболочку глаза голубым, заполненным облаками небом, Магритт, как и всегда, заставляет нас задуматься: является ли небо отражением того, что видит глаз? Является ли глаз окном в иную реальность?
Видим ли мы то, что есть на самом деле - или то, что привыкли и хотим видить? Кто мы в этом мире - наблюдатели или наблюдаемые, статисты или хозяева собственной судьбы? Одно можно сказать наверняка: «Фальшивое зеркало» Магритта - это приглашение взглянуть на мир по-другому.
Статьи по теме:
Write a comment