В этой статье представленые самые известные и значимые, на наш взгляд, картины Иеронима Босха (1450 - 1516) - современника Колумба, нидерландского художника, который оставил после себя совсем немного работ (десяток картин и дюжину рисунков), однако степень их воздействия на зрителя поистине не знает себе равных.
Пронзительный и пугающий талант, с каким написаны эти вещи, позволяет считать Босха одним из самых загадочных и великих живописцев всех времен.
Пожалуй, самое удивительное заключается в том, что сегодня, спустя полтысячи лет после написания, работы Босха смотрятся так, как будто были написаны только что. Таким свойством, помимо вещей голландца, обладают картины лишь одного из известных нам художников прошлого - несравненного Эль Греко, так что Иерониим Босх, вне всякого сомнения - величайший уникум. Итак, самые известные работы Иеронима Босха!
1. Искушение Святого Антония (триптих) - 1505-1506
Триптих "Искушение Святого Антония" (1505 - 1506) - одно из ключевых произведений нидерландского художника Иеронима Босха, прославившегося своим необычайным искусством изображать пороки греховного по изначальной сути своей человечества так, что даже закоренелые развратники и злодеи ужасались и, пав на колени, клялись перед Богом не грешить никогда более.
Святой Антоний (251 - 357) - раннехристианский святой, пустынник и подвижник, считающийся отцом-основателем истинного отшельнического монашества, осиянного духовной чистотой и особойне поколебимостью веры. Традиционно Антоний изображается с посохом в виде тау-креста, с колокольчиком для отпугивания бесов, а также со свиньей.
К средним векам популярность Святого Антония достигла такой силы, что в 1070 году был основан орден Святого Антония. В искусстве особую популярность получил эпизод из жития Святого, когда тот поселился в развалинах воинского поселения в Писпире на берегу Нила и прожил там двадцать лет в полном уединении, будучи множество раз жестоко искушаем дьяволом. Искусы, эти, однако, лишь укрепляли веру Антония, который налагал на себя все более тяжкие обеты - и успешно противостоял козням Сатаны...читать полностью
2. Несение креста (1510)
Хотя у Босха есть как минимум две картины с таким же названием (одна из них хранится в Музее истории искусства в Вене, другая - в Королевском дворце в Мадриде), именно этот вариант библейского сюжета, воссозданный Босхом приблизительно в 1510 году, представляется нам наиболее впечатляющим.
Несомненно - случитсь Босху жить в 20-ом столетии, он непременно стал бы выдающимся кинорежиссером и оператором в одном лице. "Несение креста" аблюлютно кинематографично: перед нами крупный план, необходимый для того, чтобы в полной мере отразить всеобщее смятение, граничащее с помешательством во время Крестного пути Иисуса.
Дабы усилить впечатление высшей несправедливости и откровенной мерзости происходящего, Босх намеренно прибегает к гротеску. Пожалуй, никогда еще эфект предельного окарикатуривания персонажей в работах Босха не был доведен до такого совершенства.
Перед нами мрачный паноптикум злобных уродов, среди отвратительных лиц которых лишь два выделяются своим "человеческим выражением" - это исполненный покорности лик Иисуса и лицо Святой Вероники, глаза которой, подобно глазам Христа, закрыты - чтобы не видеть окружающего ее мрака бездуховности.
Невзирая на свою декларативную двухмерность, работа обладает сильнейшим воздействием на зрителя, заставляя вглядываться в искаженные низменным чувствами лица персонажей с пристальным и болезненным интересом. В наши дни эта работа Иеронима Босха хранится в Музее изящных искусств в г. Гент.
3. Семь смертных грехов (1475 - 1480)
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» — картина, предположительно относящаяся к ранеему периоду творчества Иеронима Босха.
Часто эту вещь Босха называют «столешницей» в соответствии с ее функциональным предназначением, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Уже около трёхсот лет картина висит во дворце Эскориал под Мадридом, где она в свое время украшала спальню испанского короля Филиппа II.
С той поры картина покидала Эскориал лишь однажды: во время Гражданской войны в Испании (1936 - 1939), когда в целях безопасности ее временно переместили в Музей Прадо.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Описание каждого сектора по часовой стрелке:
Чревоугодие — тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.
Праздность (Уныние) — мужчина лениво дремлет у камелька, его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках.
Похоть — две влюблённые пары наслаждаются под розовым тентом, а два шута развлекают их.
Гордыня — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце.
Гнев — двое мужчин дерутся у дверей таверны, женщина пытается их разнять.
Зависть — пожилая пара в дверях завистливо смотрит на богача с ручным ястребом на руке, его слуга несёт большой мешок на плечах. Дочь пожилой пары флиртует с мужчиной через окно, её взор направлен на его увесистый кошелёк на поясе. Собаки иллюстрируют фламандскую пословицу: «Две собаки и только одна кость, нет согласия».
Алчность — продажный судья притворяется, что сочувственно слушает дело, представленное одной стороной в судебном процессе, лукаво принимая взятку от другой стороны.
4. Смерть скупца (1495 - 1510)
«Смерть скупца» (также известная как «Смерть ростовщика») - картина Иеронима Босха в стиле Северного Возрождения, созданная между 1495 и 1510 годами. Изначально произведение было частью триптиха, в целом виде до наших дней, увы, не добравшегося.
Тем не менее, по формату, вытянутому по вертикали, и по своим размерам (92,6 х 30,8 см) она соответствует составленным вместе картинами "Корабль дураков" и "Аллегория чревоугодия и любострастия", что позволяет предположить, что когда-то эти и утраченные части составляли триптих "Семь смертных грехов".
Сюжет этой и многих других работ Иеронима Босха навеян крайне популярным в 15 веке богословским трудом Ars moriendi - "Искусство умирать", который являлся ничем иным как "руководством по правильной смерти". Авторы книги, прекрасно осознавая греховность человеческой природы, справедливо полагали, что на смертном одре испытания двуногого "царя природы" отнюдь не заканчиваются...читать полностью
5. «Ecce Homo» - (1480 - 1485)
«Ecce Homo» — картина, относящаяся к раннему периоду творчества Босха. Иисус, увенчанный терновым венцом, в кровь исхлёстанный бичами, стоит рядом с Пилатом и его спутниками перед толпой злобствующей черни. Диалог между Пилатом и народом передаётся готическими надписями. Из уст Пилата слышатся слова: «Ecce Homo» («Се человек»). Ответ толпы: «Crufige Eum» («Распни его!») ясен и без слов — достаточно взглянуть на исполненные ненависти лица и угрожающие движения стоящих внизу людей.
Глумливые, отчуждённые, просто злые или злобно-тупые лица сливаются в одиноглавого монстра, воплошщающего в себе всю пропасть вселенского зла. Босх обозначает язычество толпы странными, причудливыми одеяниями и головными уборами, в том числе и псевдовосточными тюрбанами. Традиционные символы зла — сова в нише над головой Пилата и гигантская жаба, распластавшаяся на щите одного из воинов внизу, — призваны усилить безысходную мрачность сцены.
На дальнем плане, за мостом, имеющим символический смысл перехода, грядущих перемен в судьбе, ответственного рубежа, требующего духовного преодоления, открывается панорама брабантского городка с крепостными башнями, собором, домами, увенчанными высокими ступенчатыми фронтонами.
На балконе одного из домов (скорее всего, ратуше) появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте — как знак «неверных» — символизирующий измену, предательство Христа. Враги Христа отождествляются с мусульманским миром, который в эпоху Босха и ещё много веков спустя владел святынями христианства.
6. Воз сена (1500 - 1502)
"Воз сена" (известен также под названием "Воз с сеном" (1500 - 1502) - один из триптихов Иеронима Босха, составляющий гордость коллекции музея Прадо в Мадриде. Собственно говоря, речь идет о двух триптихах, один из которых хранится в Прадо, а другой - в королевском дворце Эскориал под Мадридом.
Обе версии отлично сохранились, обе прекрасно отреставрированы, так что сказать, какая из них является оригиналом, а какая - копией, остается открытым. Многие искусствоведы склоняются к выводу, что оба варианта являются оригиналами, хотя и не оспаривают тот факт, что внешние створки написаны кем-то из учеников "великого и ужасного" Босха.
Да - "ужасного", ибо за ужасающие образы, явно извлеченные из глубин мрачного подсознания и запечатленные с величайшей тщательностью и скрупулезность, мы и любим работы Иеронима Босха - первого сюрреалиста в мире, творившего за много столетий до Зигмунда Фрейда и сюрреалистического движения...читать полностью
7. Страшный суд (1504)
«Страшный суд» — триптих Иеронима Босха, выполненный в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга) и являющийся самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Центральная часть триптиха посвящена собственно "Страшному суду", левая створка - "Раю", и правая - "Аду" Каждый современник Босха, будь то безграмотный крестьянин или постигший кое-какую науку бюргер, понял бы значение почти всех деталей интутитивно и безоговорочно принял на веру главную идею - хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.
На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. В наши дни триптих "Страшный суд" находится в Академии изобразительных искусств в г. Вена.
8. Корабль дураков (1495 - 1500)
"Корабль дураков" (1495 - 1500) - одна из самых известных картин "сюрреалиста Средневековья" - нидерландского художника Иеронима Босха. В наши дни этот шедевр (58 х 33 см; доска, масло) составляет законную гордость коллекции Лувра, где он экспонируется в 10-ом зале на 2-ом этаже галереи Ришельё - так что, "будете в луврских краях" - не пропустите это сокровище ни в коем случае!
Чтобы верно понимать эту картину (как, впочем, и все прочие произведения непостижимого Босха), важно помнить главное: свою уникальную фантазию, до сих с успехом повергающую зрителя в состояние шока, Иероним Босх поставил на службу Церкви, бичуя грехи слабого человечества с поистине впечатляющей изобретательностью...читать полностью
9. Сад земных наслаждений (1500 - 1510)
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Интересно, что подлинное название этого грандиозного произведения (389 х 220 см) кануло в лету. «Садом земных наслаждений» триптих гораздо позже окрестили исследователи. Незвирая на многолетнее изучение работы Босха специалистами, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным, поскольку использованная Босхом символика допускает множество прочтений.
Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, давно уже "разобрали на цитаты" и повсеместно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Балгодаря, главным образом, "Саду земных наслаждений" Босха считали "своим" сюрреалисты: замысловатость мрачных образов однозначно указывает на то, что Босх при работе над картиной пристально вглядывался в глубины собственного подсознания, ибо придумать изображенное им, находясь в состоянии здравого ума и трезвой памяти - решительно незвоможно.
На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.
В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.
Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.
Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.
В наши дни триптих Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" составляет гордость коллекции Музея Прадо в Мадриде. Об этой вещи Босха нельзя рассказать. А что можно сделать, так это придти в Прадо, расположиться напротив шедевра и плакать от ужаса и восторга, пытаясь сквозь слезы разглядеть все те восхитительные и страшные детали, которые можно рассматривать бесконечно.
10. Извлечение камня глупости (1501 - 1505)
"Извлечение камня глупости" (48,5 х 34,5 см, масло, дубовая панель) - картина Иеронима Босха, написанная предположительно в 1501 - 1505 годах и в наши дни хранящаяся в музее Прадо в Мадриде.
Картина выполнена в форме тондо, весьма распространенной в ренессансной Италии. Босх также нередко использовал этот формат. На фоне идиллического сельского пейзажа Босх изобразил сцену, чрезвычайно популярную в искусстве той поры - операцию по извлечению "камня глупости".
Как и в ряде своих миниатюр, Босх расположил по кругу украшение из золотых переплетенных лент на черном фоне и надпись готическими буквами, тоже золотыми, наверху: Meester snijt die keye ras (Учитель, забери этот камень у меня поскорее ); и внизу: Myne name is lubbert das (Меня зовут Любберт Дас)...читать полностью
11. Искушение святого Антония (картина) - 1510-1515
В отличие от большинства других посвященных святому работ, изобилующих сценами извращенного насилия и мерзких соблазнов (из-за чего, собственно, люди и испытывают повышенный интерес к работам Босха), обстановку в этой картине можно назвать почти идиллической.
Ровно с тем же успехом картину "Искушение святого Антония" можно было бы назвать "Выходной день в Аду". Демонов, населяющих пространство картины, критически мало, и назвать их действия агрессивно-угрожающими при всем желании нельзя. Скорее, они имеют задумчиво-расслабленный вид, без особой спешки занимаясь приготовлениями к суровым будням...читать полностью
При составлении статьи были использованы графические и текстовые матеиалы из Википедии (Свободной Энциклопедии)
Наш авторский путеводитель по Театру-музею Дали:
Статьи по теме:
Авторский путеводитель по Театру-музею Дали
Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница, и есть ли она вообще?
Write a comment