В этой статье мы вспомним самые известные картины Эдуарда Мане (1832 - 1883) - выдающегося французского художника, одного из отцов-зачинателей импрессионизма.
Вся жизнь Мане - ярчайшее доказательноство верности аксиомы: "Художник - это не профессия, а состояние души". Родившийся в обеспеченной семье, принадлежавшей к верхушке парижского общества, Эдуард уже в детстве решил, что обязательно станет художником - и оставался верен этому решению до конца своих дней.
Вместо обеспеченной жизни дипломата или юриста Мане влачил полунищее существование живописца, работы которого упорно не признавались современниками.
Эдуард, рискнувший восстать против традиции, постоянно сталкивался с непониманием, критикой и осмеянием своих работ - однако это ни на йоту не поколебало его глубокую личную уверенность в том, что он движется в правильном направлении.
Мане умер, по большому счету, непризнанным, однако упорство художника-бунтаря принесло свои плоды, пусть и посмертно: сегодня имя Эдуарда Мане известно всем и каждому, а картины его стоят миллионы, прочно заняв свое место в золотом фонде мировой живописи. Итак, самые известные картины Эдуарда Мане!
1. Испанский гитарист (1860)
Картина "Испанский гитарист", известная также под названием "Гитарреро" была написана Эдуардом Мане в 1860-ом году и стала первой из работ "сердитого молодого человека", принятых жюри Парижского салона. Более того, выставленная в Салоне годом позже, эта картина даже заслужила похвальный отзыв (один).
Разумеется, знай члены жюри, что Мане близок к тому, чтобы вскоре создать свой скандальный "Завтрак на траве", а еще чуть позже - еще более скандальную "Олимпию", они тысячу раз подумали бы о том, стоит ли привечать Эдуарда столь щедрыми авансами.
Впрочем, в 1860 году ничто не предвещало беды - Мане, написавший эту блестящую, без преувеличения, картину, всего лишь продемонстрировал, что находится под большим впаечатлением от своего знакомства с работами Диего Веласкеса, который для французских академиков являлся беспорным авторитетом.
2. Музыка в Тюильри (1862)
"Музыка в Тюильри" (1862) - прекрасный образец раннего творчества Мане, на которое значительное влияние оказала испанская живопись, и прежде всего - бессмертные шедевры Диего Веласкеса. Картина посвящена одной из главных тем в работах художника - праздному досугу. Отметим, изображение гуляющих толп было в то время в высшей степени популярным и у коллег Мане по цеху: разнаряженные толпы парижских бездельников регулярно встречаются в картинах Ренуара, Клода Моне, Фредерика Базеля и т. д.
На картине Мане изобразил множество парижан, собравшихся на концерт в саду Тюильри возле Лувра. Примечательно, что собственно музыканты в пространстве картины ни в каком виде не присутствуют - похоже, для них не хватило места.
Зато нашлось место для самого Эдуарда Мане (крайний персонаж слева) и его друзей: художника Альбера де Бальруа, критика Закари Астрюка, поэта Шарля Бодлера и т. д.
Картина была впервые выставлена на публике в 1863 году и никакого успеха не имела. Критики охарактеризовали эту работу Эдуарда Мане как "пестрятину, смесь красного, синего, желтого и черного". Сегодня картина "Музыкуа в Тюильри" считается общепризнанным шедевром и находится в Галерее Хью Лейна в Дублине.
3. Завтрак на траве - Эдуард Мане (1863)
"Завтрак на траве" (1863) - самая известная и самая скандальная картина Эдуарда Мане, причинившая ему больше всего неприятностей - но и принесшая наибольшую славу.
Вообще, секрет неиссякаемой притягательности работ Мане заключается в их бесконечной органичности. Для Эдуарда Мане живопись была наиболее естественной формой самовыражения, в которой величайшими грехами он почитал лицемерие и ложь. По натуре революционер и бунтарь, Эдуард Мане питал стойкую неприязнь к устоям буржуазного общества, к которому по рождению принадлежал сам - и скрывать ее ни в коем случае не намеревался.
Едва ли не всю "продукцию" современных ему салонных живописцев Мане не без оснований считал вялым и крайне бездарным копированием шедевров Ренессанса - то есть, занятием по сути своей вторичным и ненужным. Именно отвращение к академическому искусству, переживавшему пору упадка и деградации, но, как ни странно, продолжавшему при этом пользоваться успехом у публики, и стало причиной написания картины "Завтрак на траве"...читать полностью
4. Олимпия (1863)
Картина "Олимпия" (1863) была выставлена Эдуардом Мане на Парижском салоне 1865 года и стала уже вторым, после "Завтрака на траве", грандиозным скандалом в карьере художника, принеся ему дополнительную печальную известность. Почему? Ведь Мане был далеко не первым, кто взялся за изображение обнаженной натуры.
Разного рода "Венеры" и иже с ними регулярно фигурируют в творчестве больших и не очень художников на протяжении всей истории мировой живописи - так почему же критики и публика так ополчились на "Олимпию" Мане?
Ответ прост. Да, Мане не был первым, кто изобразил обнаженную натуру, но Мане стал первым, кто в качестве объекта для изображения выбрал... проститутку! "Нагая бесстыжая девка, которая развалилась на кушетке и с вызовом глядит в глаза зрителю своими наглыми зенками" - так охарактеризовали эту картину критики.
Буржуазное общество сочло эту картину Мане безобразной провокацией и вызовом всем устоям морали и нравственности. Отметим: само буржуазное общество и являлось главным потребителем услуг проституток, однако есть вещи, о которых не принято говорить вслух. Мане нарушил табу, и вот результат: "Олимпию" заклеймили еще в большей степени, чем "Завтрак на траве". Интересно, что в обоих случаях художнику позировала любовница Мане и его "главная" натурщица на протяжении полутора десятков лет: молоденькая и симпатичная, в силу своего юного возраста, Викторина Меран, в зрелые годы известная как "Старуха с обезьяной".
5. Балкон (1869)
Картина "Балкон" была написана Эдуардом Мане в 1868-69 г.г. и была практически без возражений принята жюри Парижского салона - что в карьере Мане случалось не так уж часто.
Возможно, причина этой "покладистости" жюри заключалась в выборе моделей: Мане хотя бы на время перестал изображать "всякий сброд и наглых распутных девиц", в чем не без оснований упрекали его критики, и оборотил свою талантливую кисть в сторону вполне "приличной" публики.
В частности, для картины "Балкон" Эдуарду Мане позировали: художница Берта Моризо (сидящая слева девушка с острыми чертами лица), скрипачка Фанни Клаус (стоит справа, мягким выражением своего невнятного лица напоминая овечку), художник Антуан Гийоме (разнаряженный в пух и прах и явно гордящийся собой мужчина с грудью колесом), и, наконец, приемный сын Эдуарда Мане Леон Леенхофф, едва различимый в темноте комнаты на заднем плане - и посему интереса для нас не представляющий...читать полностью
6. Бар в "Фоли-Бержер" (1882)
"Бар в "Фоли-Бержер" (1882) - последняя картина Эдуарда Мане, представленная художником на Парижском салоне незадолго до своей смерти. "Фоли-Бержер" - варьете и кабаре в Париже, которое в конце 19 века пользовалось большой популярность. Завсегдатаем этого славного местечка, расположенного по адресу ул. Рише, 32, был и Мане.
Наброски к картине делались прямо в баре. на первом этаже варьете. Художнику позировали его хорошая знакомая барменша Сюзон и приятель Мане Анри Дюпре. Изначально сюжет заключался именно в беседе двух персонажей, однако впоследствии Мане решил усложнить его: так появилось зеркало, в котором отражается бесчисленное множество едящих, пьющих, курящих - одним словом, предающихся сладкому ничегонеделанию людей.
Вместе с изменениями в сюжете появилось и множество нестыковок, делающих картину "Бар в Фоли-Бержер" восхительно загадочной. Так, в зеркале отражается барменша, обращенная лицом к мужчине и явно увлеченная разговором с ним - тогда как в действительности никакого мужчины перед барменшей нет, и она обьращена лицом к зрителю. Точно так же не соответствует оригиналу и отражение бутылок на барной стойке.
Сложно сказать, сделал ли это Мане намеренно - или просто слегка запутался в собственной картине, как это неоднократно случалось с ним и ранее. Важно не это. Важно, что Мане удалось замечательно передать чувство полной отстраненности главного персонажа - барменши Сюзон - от окружающего ее шумного хаоса. Девушка ушла глубоко в себя и существует внутри пространства картины и в то же время вне его: прекрасная, загадочная, и одинокая, как Венера на острове Милос.
7. Железная дорога (1872)
"Железная дорога" была впервые выставлена на Пирижском салоне 1874 года, и, надо сказать, уже не встретила столь яростного отторжения публикой и критиками, как это было с вещами Мане десятилетие назад - хотя в качестве модели для женского персонажа выступила все та же незабвенная Викторина Мёран, знакомая нам по картинам "Олимпия" и "Завтрак на траве".
Справедливости ради, в "Железной дороге" Викторина совсем другая - повзрослевшая, располневшая, куда более одетая, значительно сильнее "обуржуазившаяся" и намного менее вызывающая. На коленях у нее собачка и раскрытая книга, а девочка, стоящая к нам спиной и смотрящая на железную дорогу за прутьями ограды - очевидная отсылка к семейным ценностям.
За что мы любим "Железную дорогу"? За то, что это исключительно импрессионистская работа: перед нами чудесно написанный Эдуардом Мане и буквально "выдернутый им из жизни момент: женщину только что окликнули, и она запечатлена в то почти неуловимое мгновение, когда оторвавшись от книги, подняла взгляд в сторону окликнувшего - и в глазах ее начинает брезжить узнавание.
В наши дни "Железная дорога", известная также под названием "Вокзал Сен-Лазар", принадлежит коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне.
8. Аржантёй (1874)
«Аржантёй» - это картина Эдуарда Мане (1832–1883), написанная маслом на холсте в 1874 году и впервые выставленная на Парижском салоне годом позже . Это одна из первых работ Мане, которая полностью квалифицировалась как импрессионистская - по причине натуралистического сюжета и крайне смелой палитры, разумеется, тут же высмеянной журналистами и критиками. В наше время картина находится в Музее изящных искусств в Турне (Бельгия).
С 1872 года сюжеты и гораздо более "праздничная" палитра Мане все более перекликались с творчеством Клода Моне и Огюста Ренуара. Лето 1874 года Эдуард Мане провел в Женвилье и воспользовался возможностью навестить своего друга Моне, который жил в Аржантёе с 1873 года. Окружающие деревни на берегу Сены были тогда полны художников-импрессионистов. Мане, Моне, Ренуар и Гюстав также регулярно бывали там.
На картине изображены мужчина в лодочном костюме и молодая женщина, сидящие на берегу Сены в Аржантёе (ныне Валь-д'Уаз) - деревня на заднем плане. Мане попросил Клода Моне и его жену Камиллу позировать для картины, однако те не могли удерживать позу достаточно долго, и Мане воспользовался помощью своего шурина Рудольфа Линхоффа. Кто послужил прототипом женского персонажа - остается неизвестным.
Изобразив совершенно невинную сцену Мане надеялся, что картина его хотя бы на этот раз будет благосклонно принята публикой - и, конечно же, ошибся. Как мы уже сказали, и публика, и критика пришли в состоянее крайнего возмущения. "Ну откуда, скажите, этот несносный Мане взял воду цвета индиго, если речь идет о нашей Сене, вода которой, как известно, имеет довольно унылый бутылочно-зеленый оттенок!?"
Как видим, художнику досталось за то, что он хотел слегка прикукрасить суровую действительность парижских пригородов. Впрочем, невзирая на насыщенный цвет воды, какой, пожалуй, не сыщешь и в Средиземном море, картина, напоенная солнцем, светом, воздухом и оптимизмом - поистине прекрасна. Браво, Эдуард!
9. В лодке (1874)
Свежесть, радость жизни, свобода и чистота - именно такие впечатления вызывает картина одного из самых главных "впечатленцев" (импрессионистов) Эдуарда Мане "В лодке".
Крепкий усатый мужичок в модной шляпе канотье, лихо управляющийся с рулем, свободно полулежащая дама в модном одеянии, непринужденно опирающаяся о край лодки - и, конечно же, основной генератор позитивных впечтлений для зрителя - великолепная изумрудно-синяя вода: такую можно увидеть во многих местах Средиземноморья: например, с серпантина между Барселоной и Ситжесом, или со смотровой площадки у маяка на мысе Креус...
Собственно, из-за этой средиземноморской воды, благодаря которой ощущаешь не только бурлящую радость жизни в крепких молодых телах персонажей, но даже чистоту и прозрачность воздуха, на Мане снова посыпались все шишки...читать полностью
10. Портрет Эмиля Золя (1868)
Портрет Эмиля Золя - картина одного из "отцов" импрессионизма Эдуарда (Эдуара) Мане, написанная в 1868 году. Это картина маслом на холсте размером в ширину. В настоящее время картина (146,3 х 114 см; холст, масло) хранится в Музее Орсе в Париже (Франция).
Исключительно талантливый французский писатель Эмиль Золя (основатель так называемого "натуралистического" течение в литературе) мог бы стать художником, а не писателем - если бы имел к живописи хоть сколько-нибудь приличные способности.
Тем не менее, таланты Золя лежали именно в области литературы - чо не помешало ему всю жизнь оставаться самым преданным поклонником живописи. Еще в колледже Экс-ан-Провансе одним из ближайших друзей юности Золя стал Поль Сезанн, с которым Эмиль поддерживал плотные контакты вплоть до середины 1880-хх годов...читать полностью
Наш авторский путеводитель по Театру-музею Дали:
Статьи по теме:
Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница, и есть ли она вообще?
Write a comment