В этой статье представлены самые известные картины замечательного французского живописца Поля Гогена. Эжен Анри Поль Гоген (1848 - 1903) - один из "великой троицы" постимпрессионистов, наряду с Ван Гогом и Сезанном.
Оставной брокер, художник-самоучка, плохой муж и отец, променявший жену и пятерых детей на призрачную жар-птицу живописи... Пьяница и сифилитик, женившийся на 13-летней таитянской девочке; поклонник запрещенных веществ и неудавшийся самоубийца, а ещё - великолепный живописец, картины которого знают и любят миллионы людей во всем мире.
В отличие от гениально-нервных творений Ван Гога, картины Гогена несут мир и покой, который художнику так и не удалось обрести при жизни. Эволюция творчества Поля Гогена сопоставима с его бесконечными поисками Рая на Земле, растянувшимися на целую жизнь. Что же, его земной рай воплотился в творчестве, которым мы по праву восхищаемся.
Остаётся лишь надеяться, что на небесах, которых Гоген, безусловно, достоин, он встретился с Ван Гогом, и теперь оба творца коротают вечность за рюмочкой абсента, обсуждая насущные проблемы творчества и даже не думая ссориться по пустякам, как это бывало в их земной жизни. Да и бритв в Раю, хвала Всевышнему, нет.
Итак, самые известные и значимые картины Поля Гогена!
1. Видение после проповеди (1888)
Картина Поля Гогена "Видение после проповеди", известная также под названием "Борьба Иакова с ангелом", была написана летом 1888 года в Понт-Авене (Бретань) и является значимой в творческом наследии художника уже по той причине, что ей суждено было стать своего рода манифестом нового стиля, разработанного Гогеном в содружестве с бретанскими художниками - синтетизма.
В обилии всевозможных "измов", которыми грешит история живописи, легко запутаться - тем более, что и сами художники зачастую не знали, в каком стиле они творят и какие стили изобретают. Так, Клод Моне, например, и понятия не имел, что его картина "Впечатление. Восходящее солнце" даст название целому стилю - импрессионизму, и, честно сказать, недолюбливал это слово.
Что до Гогена, пришедшего в живопись совершенно случайно - в начале своей новой карьеры он тоже отдал даль импрессионистам, создавая преимущественно выполненные на плэнере пейзажи - однако занятие это вскоре ему разонравилось...читать полностью
2. Жёлтый Христос (1889)
"Жёлтый Христос" - очень пронзительная и сильная вещь "бретонского" периода творчества Поля Гогена. Художник создал её осенью 1889 года в Понт-Авене, и, наряду с картиной "Видение после проповеди", "Желтый Христос" может считаться настоящей "иконой" синтетизма - направления в живописи, которое ставило своей задачей объединить реальный внешний вид объекта и его внутреннее, "авторское" видение, соблюдая при этом четко заданные эстетические принципы, "выросшие" из клуазонизма.
Гоген построил сюжет "Жёлтого Христа" на своего рода живописном окюмороне - разительном контрасте между двумя сосуществующими и совершенно несоприкасающимися при этом мирами.
С одной стороны - мир Христа, исполненный страданий и невыносимой боли, смягчить которую может лишь осознание размера и неизбежности жертвы. Именно такое сммешанное выражение мы и наблюдаем на лице Иисуса: страдание и боль истощили его силы до такой степени, что лик Спасителя кажется покорным, однако есть в этой вынужденной покорности (где-то там, за вторым или третьим болевым слоем) и спокойствие Человека-Бога, в полной мере понимающего, что происходит, и зачем это делается.
С другой стороны - всё остальное, изображенное на картине. Абсолютно всё, ибо Христос должен быть одинок, и степень его одиночества в человеческих категориях изначально непостижима. "Всё остальное" - умиротворящий бретонский пейзаж в пору золотой осени, крестьянин на заднем плане, мерно копошащийся по своим сельскохозяйственным делам, покорные позы и равнодушные лица бретонских селянок - и в этом их равнодушии, придающем жертве Христа ужасающе будничную окраску, и заключаяется гениальность Гогена...читать полностью
3. Когда свадьба? (Когда же замуж?) - 1892
Картина "Когда свадьба?" была написана в самом плодотворном для Поля Гогена 1892-ом году. За эти 365 дней художник, работавший как никогда много, написал почти 80 картин - ни раньше, ни позже такой плодовитости достичь ему не удавалось. Причина столь бурного творческого всплеска заключалась, несомненно, в недавно осуществленном переезде художника на Таити, где, кажется, только и началась его подлинная жизнь.
Откуда эта любовь к далекой экзотике? Возможно, корни ее следует искать в детстве художника - до 7 лет маленький Поль жил в Лиме (Перу). Беззботная, полная неги жизнь в поместье дяди, яркая почти до неприличия природа, экзотические национальные традиции, обилие тропического солнца - всё это художнику пришлось забыть, когда вместе с матерью ему пришлось вернуться во Францию, чтобы получить наследство...читать полностью
4. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? (1898)
Картина Поля Гогена "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" (1898) отличается не только своими внушительными размерами (139,1 х 374,6 см; холст, масло), но и особенной значимостью для художника - известно, что после создания этой вещи Гоген в очередной раз задумал покончить жизнь самоубйством, вероятно, полагая, что теперь-то уж он точно сделал и сказал в искусстве всё, что намеревался.
Сложно отрицать, что картина стала своего рода квинтэссенцией и иконой революционного постимпрессионистского стиля Гогена, который характеризовался использованием большого количества чистых красок (без смешивания их в полутона), техникой "толстых" энергичных мазков и, не отрицая принципов импрессионизма, ставил одной из своих главных задач интенсивную передачу эмоций - то, что со временем стали именовать экспрессионизмом.
Картина была написана Гогеном после семи лет жизни на Таити и продана одному из парижских торговцев, после чего неоднократно меняла владельцев, пока в 1936 году не была приобретена Бостонским Музеем изящных искусств, в коллекции которого находится и поныне...читать полностью
5. Женщины Таити (1891)
Картина "Женщины Таити", известная также под названием "Таитянские женщины на побережье", была написана Полем Гогеном в декабре 1891 года, вскоре после того, как он впервые прибыл на Таити.
Как передать объем и в то же время сохранить изображение максимально плоским, при упрощенных линиях и четкости рисунка - такую задачу часто ставили перед собой художники-постимпрессионисты, к числу которых принято относить и Поля Гогена.
Жорж Сёра пытался решить проблему с помощью пуантилизма, который им же был создан - и на нём, собственно, и закончился. Сезанн активно экспериментировал с моделированием цвета. Эту же задачу пытается решить в картине "Женщины Таити" и Поль Гоген, используя для этого собственные методы...читать полностью
6. День Божества (1894)
Картина Поля Гогена "День Божества" (1894) навеяна исследованиями художника в области полинезийской мифологии, которые в дальнейшем получили творческую интерпретацию в многочисленных полотнах художника. Главная персонаж картины - Тангароа, центральная фигура пантеона маори, творец мира, о котором художник пишет в своей книге Ancien Culte Mahorie.
В мифах маори Тангароа — один из сыновей Ранги (отец-небо) и Папа (мать-земля). Согласно многим мифам, от соития Тангароа с Папа рождаются первые острова в океанах. По другим версиям, Тангароа создаёт сушу, скинув с неба в океан камни и глину, или творит земли из собственного тела; затем сбрасывает (или отправляет с порождённой им птицей) на них первые растения.
Из остатков скопившихся на земле и сгнивших растений Тангароа делает первых людей (или лепит их из глины и земли). Согласно ряду мифов, первые люди появляются от союза Тангароа с Папа; в мифах маори Тангароа и Вакеа оспаривают отцовство по отношению к сыну Папа; Папа разрешает спор, разрубив ребёнка пополам: из полученной половины Тангароа создаёт луну, а его соперник — солнце. Тангароа обучает первых людей ремёслам, даёт им орудия труда (отсюда распространяются представления о Тангароа как покровителе рыболовства, плотничества, плетения)...читать полностью
7. Мы молимся тебе, Мария (1892)
Картина "Мы молимся тебе, Мария" (La Orana Maria - таит.) была написана Полем Гогеном вскоре после того, как он впервые прибыл на Таити, и, на наш взгляд, может считаться одной из самых больших удач художника за всю его карьеру.
Оригинальное название картины: «Ia Orana Maria» — соответствует таитянскому звучанию приветствия архангела Гавриила, адресованного Деве Марии и предшествовавшего, возвещению о будущем появлении на свет Иисуса Христа. Поль Гоген взял классический библейский сюжет и адаптировал христианскую историю о Сыне Божьем под окружающую полинезийскую обстановку - точно так же как и раньше, еще до путешествия на Таити, помещал библейских персонажей в современное ему окружение (напр. "Видение после проповеди").
Был ли Гоген набожным человеком? Безусловно, хотя религиозность его имела не много общего с религиозностью в понимании "стандартного" христианина. Вера Гогена была довольно своеобразна: скорее, художник был чем-то вроде мистика, или, точнее, сторонника идей Руссо об изначально добродетельной сути человека - до тех пор, пока его не испортили цивилизация и постоянное нахождение в обществе себе подобных...читать полностью
8. Женщина, держащая плод (1893)
Женщина, держащая плод - Поль Гоген (1893). Для меня, как и для многих других детей, возраставших в Советском Союзе эпохи застоя и Перестройки, знакомство с творчеством Поля Гогена началось именно с этой картины. Не то чтобы все советские дети были такими уж эстетами и знатоками искусства - просто эти малыши, за неимением компьютеров и Интернета, вынуждены были увлекаться чем-то другим, и одним из таких хобби была филателия.
А в Советском Союзе с 1970 года в серии "Зарубежная живопись в музеях СССР" была выпущена марка номиналом 30 копеек с репродукцией "Женщины, держащей плод". Однажды в результате хитроумных обменов одна из таких марок угодила и в мои детские ручонки - так я познакомился с Гогеном, сразу отметив несомненные художественные достоинства картины.
В "музеи СССР" эта вещь Поля Гогена угодила самым естественным образом: в декабре её вместе со всей коллекцией купца и коллекционера Ивана Абрамовича Морозова бережно экспроприировали люди в кожанках, "топившие" за Советскую власть. С 1923 года картина находилась в Государственном музее новой западной живописи, откуда в 1948 переехала в Эрмитаж, где находится и поныне...читать полностью
Статьи по теме:
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Write a comment