Если задуматься, что в первую очередь лично у меня, например, ассоциируется с Барселонской "Золотой Милей" - проспектом Грасиа - я не колеблясь скажу: Фонари-скамейки в стиле модерн, коих вдоль проспекта можно насчитать аж 32 штуки. Более заметной "иконы" Пасео де Грасиа попросту не существует - а ведь здесь, помимо всего прочего, находится и знаменитый Квартал Раздора, и дом Мила Антонио Гауди...
Но определяют общий облик Пасео де Грасиа все-таки замечательные модернистские фонари, авторство которых часто и совершенно ошибочно приписывают все тому же Гауди. На деле "отцом" этих предельно модернистских "фонариков", снабженных, среди всего прочего, удобной двусторонней скамейкой и торжественно открытых 21 декабря 1906 года, выступил Пере Фалькес-и-Урпи: муниципальный архитектор Барселоны, может быть, и не столь известный, как его "старшие товарищи" (Гауди, Монтанер, Кадафалк, Санье), но строивший очень много и весьма талантливо.
Фалькес родился в Сан-Андреу-дель-Паломар в 1850 году и умер в Барселоне в 1916-ом. Он был одним из тех архитекторов, которые в конце 19 века интенсивно работали во время подготовки Всемирной выставки 1888 года и урбанизации района Эшампле. Именно Пере Фалькесу мы обязаны качественной реставрацией церкви Сан-Андреу-дель-Паломар, башней компании Macosa, зданием рынка Clot или штаб-квартирой Мэрии Сан-Марти (в те времена еще не района Барселоны, а независимого города).
Кроме того, этот добродушный усатый увалень, внешне весьма похожий на Артура Конан-Дойля, выстроил Дворец науки и сельского хозяйства для Первой Всемирной выставки (впоследствии разрушенный), здание Central Catalana d'Electrticitat, рядом с Триумфальной аркой и Северным вокзалом (к счастью, сохранившееся), рынок Сантс...
В сотрудничестве с известными скульпторами Пере Фалькес работал над рядом весьма известных памятников Барселоны - как, например, памятник Риусу-и-Таулету у входа в парк Цитадель или монумент Фредерику Солеру на Бульваре Рамбла.
Из нереализованных проектов Пере Фалькеса обязательно следует упомянуть грандиозную Графскую Башню высотой 210 метров, которую Фалькес спроектировал к Выставке 1888 года. Как жаль, что задумка эта так и не была воплощена в жизнь! Барселона любит всевозможные рекорды, и, во всяком случае, до 1889-го, то есть, целый год, она, глядишь, удерживала бы пальму первенства по самой высокой постройке в мире. Напомним: в 1889 году к Парижской выставке Эйфель построил свою небезызвестную башню.
С 1889 по 1914 год Пере Фалькес занимал ответственную и хлебную должность муниципального архитектора Барселоны - именно этому факту обязана Барселона замечательными фонтанами и фонарями, которыми по праву можно гордиться и сегодня.
Это фонтаны Каналетас и Сант Пере, фонари-скамейки на проспекте Льюиса Компаниса, рядом с Триумфальной аркой, монументальные фонари на проспекте Гауди, рядом с Саграда Фамилия - и, конечно же, замечательные фонари-скамейки на Пасео де Грасиа, о которых и пойдет речь в этой статье.
32 фонарных столба, по совместительству выполняющих функции скамеек, выполнены на таком высоком художенственном уровне, что даже язык не поворачивается называть их "фонарными столбами". Это, скорее, художественное произведение, близкое к скульптуре и обладающее при этом высокой функциональностью.
Массивная скамья в основании всей конструкции лишена острых углов и облицована белой мозаикой в стиле "тренкадис" - две особенности, которые делают эту работу весьма похожей на творения Гауди.
Да, в творениях Гауди эта техника, им же, можно сказать, и придуманная, достигла наивысшего совершенства - однако ее использовали и десятки других архитекторов и дизайнеров, из-за чего, собственно, мозаика "тренкадис" стала одним из наиболее приметных символов Барселоны.
Кстати, в 1974 году на том же Пасео де Грасиа, вдохновленные фонарями-скамейками Фалькеса, появились выполненные в аналогичной технике "тренкадис" скамейки-клумбы, расположившиеся на углах кварталов:
Скамейка, помимо своего основного предназначения, является основой фонарного столба из кованого железа. Две высокие и тонкие железные балки начинаются от скамейки и, поднимаясь над землей, изгибаются кв направлении проезжей части, чтобы в конце концов соединиться, образуя полумесяц. Две другие тонкие колонны, образующие прямой угол, соединяются с вершиной полумесяца, где подвешен светильник, освещающий дорогу.
В противоположной стороне верхней части конструкции, где находится единственный прямой угол, присутствует герб Барселоны, увенчанный графской короной и летучей мышью - геральдическим символом каталонской столицы, который, к сожалению, с конца 19 века больше не используется.
Летучая мышь напоминает нам о легенде, связанной со знаменитым королем Арагона и графом Барселоны Хайме Первым "Завоевателем". Согласно преданию, именно это "вампирское" животное предупредило мирно почивавшего в своем боевом шатре короля о том, что враг (мусульманин) близко и вот-вот нападет - и спасло, таким образом, войско Хайме от верного поражения.
На середине высоты кованой конструкции можно обнаружить еще один светильник, призванный на этот раз освещать тротуар. Диву даешься, как удалось Фалькесу столь талантливо сочетать высокохудожественный дизайн и прекрасный функцинал.
Витые спиральные формы, кованые листья и цвета, безупречный вкус, с каким выполнена вся металлическая конструкция - благодаря всем этим особенностям фонарь кажется абсолютно органической сущностью, выросшей, по воле мастера, на Пасео де Грасиа - и так ровно 32 раза!
Эти фонарные столбы были изготовлены в литейной мастерской зятя Пере Фалькеса - Мануэля Балларина, который, как мы знаем, активно сотрудничал с замечательным архитектором Пуч-и-Кадафалком.
Кстати, из-за родства Фалькеса с Балларином его тысякратно обвиняли в использовании "слишком большого количества металла в целях корыстного обогащения членов своей семьи". Знали бы барселонцы, как будут класть плитку в Москве!
Однако самая яростная критика носила "художественный" характер: фонари подвергали жестокой критике за то, чем сегодня все восхищаются: за их ярко выраженную моденистскую эстетику. Дело в том, что в 1906 году модерн уже начал утрачивать популярность в Барселоне.
Появилось новое поколение мастеров, призывавших вернуться к классицизму, симметрии и простоте. Имеенно по этой причине фонари Фалькеса сразу же после их появления были признаны таким же "ужасным" явлением, как и Дом Мила Гауди, "выросший" на Пасео де Грасиа несколько лет спустя.
Фалькеса буквкально смешивали с грязью, как это произошло впоследствии и с Гауди. Его скамейки-фонари высмеивали в карриктурах, памфлетах и стихах. Нашлись даже радикалы от искусства, которые грозились повесить Пере Фалькеса на одном из его же фонарь, справедливо указывая, что фонарь идеально для этого подойдет.
Да, он действительно для этого подошел бы - мы уже сказали, что Фалькес умел делать именно многофункцинальные вещи - однако, к счастью, угрозы эти так и остались угрозами. Фалькеса никто не повесил, а фонари его, к счастью, не снесли.
Сегодня этот "модернистский ужас" вновь считается высокохудожественным произведением - и слава Богу, потому что лично мне скамейки-фонари Фалькеса в высшей степени симпатичны.
И, скажу честно, ни единого раза, ни на однойих своих экскурсий нре припомню, чтобы кто-то отозвался о скамейках-фонарях Фалькеса иначе, чем в восторженных тонах.
Write a comment