Картина "Женщины Таити", известная также под названием "Таитянские женщины на побережье", была написана Полем Гогеном в декабре 1891 года, вскоре после того, как он впервые прибыл на Таити.
Как передать объем и в то же время сохранить изображение максимально плоским, при упрощенных линиях и четкости рисунка - такую задачу часто ставили перед собой художники-постимпрессионисты, к числу которых принято относить и Поля Гогена.
Жорж Сёра пытался решить проблему с помощью пуантилизма, который им же был создан - и на нём, собственно, и закончился. Сезанн активно экспериментировал с моделированием цвета. Эту же задачу пытается решить в картине "Женщины Таити" и Поль Гоген, используя для этого собственные методы.
Вид сверху сокращает фигуры и устраняет горизонт, тем самым выдвигая фон вперед. Сами фигуры, расположенные близко к зрителю, создают узор изогнутых форм, который контрастирует с прямыми простыми линиями берега за его пределами. Находясь предельно близко, заполняя большую часть пространства картины, фигуры одновременно воспринимаются и как плоские, и как объемные.
Этот эффект особенно отчетливо проявляется у женщины слева, профиль и рука которой образуют один продолжающийся вертикальный контур, а ее вытянутые нога и юбка образуют горизонтальный. Обе линии также функционируют как отступающие диагонали, в то время как ступня уравновешивается рукой, изображенной крупным планом в левом углу.
Таким образом, большие цветные области, связанные вместе четкими контурами, которые, перекрываясь, создают абстрактный узор, также используются для моделирования и придания объемности перснонажам.
На картине Гоген изобразил двух таитянских девушек, сидящих на берегу океана. Девушка справа, одетая в миссионерское платье, сидит спиной к воде и бездумно перебирает в пальцах пальмовый лист. Другая, в традиционном цветном саронге, расположилась вполоборота к зрителю. Глаза ее закрыты, она выглядит то ли дремлющей, то ли глубоко погружённой в неппостижимые таитянские мысли.
Персонажи кажутся "вброшеными" в пространство картины - лениво, нережно и"кое-как". с Океанские волны переданы в высшей степени условно - несолькими неровными линиями. Тёплые цвета и строгое разделение элементов невольно напоминают стиль японской гравюры, разительно отличающийся от изобразительных концепций западной живописи XIX века. И Гоген, и его былой друг Ван Гог находились, как известно, под большим воздействием японского изобразительного искусства.
Как считают некоторые искусствоведы, картиной "Женщины Таити" Поль Гоген окончательно признал невозможность передачи исконной таитянской атмосферы и средствами западной изобразительной школы.
Следует отметить, что название картины является одной сплошной ложью и вводит зрителя в ничем не оправданное заблуждение. Во-первых, здесь изображены не "женщины" а женщина: моделью для обеих девушек послужила любовница Поля Гогена Тахемана.
А во-вторых, Тахемана (известная также под именем Техура) была вовсе не коренной таитянкой, а уроженкой Тонга или Раротонга. Впрочем, винить за это Гогена мы не вправе - он художник, и волен называть свои картины как ему вздумается, равно как и изображать на них то, что ему заблагорассудится.
С 1986 года картина Гогена "Женщины Таити" находится в музее Орсе в Париже.
Статьи по теме:
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? - Гоген
Write a comment