Картина "Фигуры, лежащие на песке", была написана Сальвадором Дали в 1926 г. и в настоящий момент принадлежит Фонду Гала-Сальвадор Дали и экспонируется в музее Дали в Фигерасе, в Зале сокровищ.
"Фигуры, лежащие на песке" - небольшая вещь (20,7 Х 27,30 см, масло, доска), имевшая, однако, большое значение в карьере Сальвдора Дали.
Эта картина выставлялась на второй персональной выставке Сальвадора Дали в барселонской галерее Далмау, после которой за Дали окончательно закрепился статус самого талантливого из молодых каталонских художников.
То есть, на провинциальном уровне Дали достиг наивысшего признания в среде таких же небогатых, как он, и столь же прогрессивно мыслящих ценителей и критиков искусства - следующей закономерной ступенью в восхождении к мировой славе был только Париж.
Впервые в Париже Дали, кстати, побывал в марте того же 1926 г. Во время этого визита состоялась одна из самых важных в его жизни встреч, влияние которой, безусловно, прослеживается и в картине "Фигуры, лежащие на песке" - мы говорим о встрече с Пабло Пикассо. Сохранилось очень яркое описание этой встречи самим Дали в псевдоавтобиографической книге каталонского Маэстро "Тайная жизнь Сальвадора Дали".
Обладая большим литературным талантом, Дали очень верно, почти ощутимо передает обстоятельства этой встречи: и его юношеское преклонение перед уже состоявшимся Мастером, и молчаливый диалог между ним и Пикассо, когда они якобы понимали друг друга без слов, и та персональная экскурсия, которую устроил ему Пикассо в своей мастерской, полтора часа без устали извлекая из углов и закутков помещения свои полотна и показывая их младшему "собрату".
Так или иначе, в картине "Фигуры, лежащие на песке", влияние Пикассо прослеживается очень четко. Это геометрически безупречная, абсолютно лишенная лишних деталей, холодная и блестяще написанная вещь, в которой абсолютно (и намеренно) отсутствует живое чувство. Четыре фигуры (на деле, это весьма абстрагированный образ одного и того же человека - родной сестры Дали, Анны-Марии) кажутся настолько безжизненными, что напоминают, скорее, грубоватые деревянные поделки, чем существ из плоти и крови.
Именно такой цели Дали и добивался - и, кстати, сам художник называл эти фигуры "чурбаками". Если быть свовсем уж точным, он именовал из гораздо грубее: "куски пи...ы" - со свойственной ему каталонской непосредственностью.
Как бы ни было, написаны "Фигуры на песке" превосходно, и это начало "нового Дали", все более свободного от классики. О том, что Дали жаждал в то время обрести свободу от сложившихся в академическом искуссттве догм, свидетельсвует и хорошо известный инцидент во время сдачи художником экзамена в Академии Святого Фернандо в Мадриде.
14 июня 1926 г. Сальвадор Дали прибыл на публичную устную сдачу экзамена по терории изящных искусств и архитектурным формам - однако отвечать приемной комиссии отказался, заявив, что "ни один из преподавателей не может судить о его знаниях, ибо не обладает таковыми сам, и поэтому он (Сальвадор Дали) удаляется".
После этого Дали в совершенно предсказуемом порядке "удалили" из Академии навсегда, однако, думается, он сам хотел этого, и дерзкий поступоу его нужно рассматривать исключительно, как сознательный и преднамеренный.
Почему Дали поступил так, тоже совершенно понятно: к тому времени он считал, что нахождение в стенах насквозь академичекого заведения станет для него мучительной и путой тратой времени. Кроме того, у художника уже был определенный успех в Мадриде и Барселоне - что добавляло ему уверенности в себе.
В этом смысле, "Фигуры, лежащие на песке", как и "Барселонский манекен" - не что иное, как еще одна декларация разрыва со всем академическим наследием, к которому Дали вернется десятилетием позже, уже в зените славы. А пока - возьмем Пикссо, добавии Хуана Гриса, сдобрим все это щепоткой Жоржа Сера - и получим чудесный коктейль в стиле "джаз", с которым, безусловно, хочется сравнивать некоторые вещи Дали этого периода.
Write a comment