Первые дни весны - картина, написанная Сальвадором Дали в 1929-ом году и ставшая по-своему "этапной" в творчестве художника. Прежде всего, потому, что "Первые дни весны", наряду с более известным полотном "Великий Мастурбатор" - одна из первых сюрреалистических вещей художника. Кроме того, в ней Дали впервые столь декларативно заявляет о себе, как о самом преданном поклоннике Зигмунда Фрейда, каковым он и останется на протяжении всей творческой карьеры.
"Первые дни весны" - относительно небольшая вещь (49,5 Х 64 см; масло, холст) которая в данный момент находится в коллекции Музея Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге (Флорида, США).
Первые дни весны - история создания
Картина "Первые дни весны" была написана в Каталонии и взята Сальвадором Дали в Париж, куда в 1929-ом он отправился на более менее-длительный срок - два месяца. Именно тогда произошло его сближение с Сюрреалистическим кружком (что стало возможным во многом благодаря Жоану Миро), и, в частности, с лидером движения Андре Бретоном, о котором Дали в то время отзывался исключительно в восторженных тонах.
Интересно, что сам Дали (которому, напомним, на тот момент было 25 лет) запомнился сюрреалистам крайне робким и застенчивым юношей с усами, "большими глазами, изяществом и пугливостью газели".
До встречи с Гала, полностью перевернувшей жизнь Дали, еще оставалось несколько месяцев. Да, в те два парижских месяца Дали был робок, пуглив, провинциален, плохо одет - однако это вовсе не означало, что плохи его картины. "Первые дни весны" - замечательная вещь, которая произвела сильное впечатление на коллег прежде всего своим бьющим в глаза фрейдистки-эротическим подтекстом.
Чтобы понять, почему тема сексуальных переживаний присутствует едва ли в каждой из многочисленных деталей этого полотна, вспомним, что Дали в ту пору был сильнее чем-когда либо одержим сексуальными комплексами, страхами и переживаниями. Художнику исполнилось 25 - возраст мужины - а он по-прежнему оставался девственником.
Отметим - не потому, что женщины были для Дали недоступны. Если уж на то пошло, художник всегда мог за весьма умеренную сумму познать все прелести продажной любви - однако сознательно избегал этого.
Причин для того имелось несколько: и некоторые "перегибы" в сексуальном воспитании Сальвадора со стороны его отца, благодаря чему Дали воспринимал секс как нечто "грязное", и боязнь не справиться с актом соития, когда дойдет до дела... Так или иначе, Дали оставался девственником и компенсировал занятия сексом с партнером неустанной, до исступления, мастурбацией, что в свою очередь, приводило к постоянному чувству вины.
Главным вариантом сублимации громко заявляющего о себе либидо для Дали была живопись (и тогда, и после) - и потому не стоит удивляться, что картины его вопиюще сексуальны. Это в полной мере относится и к чудесной вещи "Первые дни весны".
Первые дни весны - описание и объяснение
При написании картины "Первые дни весны" Сальвадор Дали, явно замысливший стать сюрреалистом №1, для передачи своих бесконечных эротических переживаний использует богатый и тщательно продуманный язык символов. В небольшой картине этих деталей-символов множество, однако так и должно быть: отец псхиоанализа Зигмунд Фрейд настаивал на точной фиксации мельчайших деталей, которые крайне важны для психоанализа - а картина "Первые дни весны" как раз и задумана, как сеанс психоанализа.
О том, что это именно так, наглядно свидетельствует образ самого Зигмунда Фрейда - это одетый в костюм старик с белоснежной бородой, которому девочка протягивает кошелек, от которого он отказывается. Интересно, что тень на песке от руки Фрейда весьма напоминает половой член в состоянии эрекции - однако это, пожалуй, самая "невинная" деталь картины.
Наиболее "разнузданная" парочка персонажей представлена на переднем плане слева, на фоне картины с изображением сцены праздника на борту судна. Из головы женщины, весьма напоминающей женские гениталии, вылетает рой мух. Мужчина, склонившийся к ней, опустил руку в ведру, из которого, напоминая фаллос, торчит несоразмерно большой палец. Интересно, что палец этот устремлен к "вагине", образованной руками мужчины и еще раз повторенной в скаладках галстука женщины.
Еще одна сцена, в глубине полотна, справа от ступеней, носит ярко выраженный гомосексуальный характер - с элементами садизма и мазохизма. А еще дальше, чуть ли не у линии горизонта - образ, который сделается в работах Дали постоянным: мужчина и ребенок. Это, вне всякого сомнения, сам Дали и его отец, отношения с которым уже в тот период становились все более натянутыми: отец не был доволен тем, что сын его (без очевидных успехов, в том числе и финансовых) продолжает заниматься живописью.
В тот период в отношениях Дали с отцом не хватало лишь искры для взрыва - и такой "искрой" через несколько месяцев станет Гала. Произойдет разрыв, после которого примирения так, до смерти отца Дали в 1950-ом, и не случится - однако это вовсе не означает, что Дали не будет думать о нем все последующие годы.
Еще один навязчивый образ Дали, который в виде фотокарточки художник поместил в центр картины, используя технику коллажа - его умерший брат (подробнее о брате Сальвадора Дали, которого он никогда не видел).
И здесь же, справа от фотографии брата и чуть ближе к нам, образ самого Дали, которому после картин "Великий Мастурбатор" и "Постоянство памяти" суждено стать знаменитым: опущенная книзу голова с закрытыми глазами, прототипом для которой послужила одна из скал на мысле Креус (Каталония). Вскоре эта грезящая далианская голова обретет законченную форму и будет использоваться художником на протяжении не одного десятка лет.
Глаза Дали-мастурбатора закрыты, он полон грез и фантазий, причем, фантазии эротические, как это и бывает на самом деле, перемешаны воедино с фантазиями детскими. Детские фантазии - воздушный шарик над головой Дали, в котором мы видим оленя и птицу: напоминание о переводных картинках, развлекавших Дали в детстве. Карандаш - напоминание о годах, проведенных в школе; мужская фигнура - возможно, образ Эстебана Трайтера - учителя, о котором Дали рассказывает в своей "Тайной жизни".
Кузнечик, который часто появляется в работах Дали этого периода - одна из его детских фобий, перетекшая во взрослую жизнь и в каратнах художника ставшая символом страха перед сексуальными отношениями, которых, напомним, у Сальвадора в тот период еще не было. Красная рыбья голова, как и кувшин - символы женской сексуальности, согласно мнению многих исследователей творчества Дали.
Самый загадочный персонаж картины "Первые дни весны" - мужчина на стуле в левой части холста. Он, единственный из всех, не отбрасывает тени и сидит, пренебрежительно развернувшись спиной ко всем страхам, грезам, фантазиям и эротическим переживаниям автора картины. Рискну предположить, что это отец художника, которому, по мнению сына (Сальвадора Дали), было глубоко на него наплевать.
Статьи по теме:
Погружение в Театр-музей Дали - книга-путеводитель
лительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €. Заказать экскурсиюПримечание: цена входных билетов (стоимость билета - 14 €) не включена в стоимость экскурсиии.
Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:
Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе
Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат
Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)
Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава
Write a comment