Картина "Женщина-рыба" (26,15 х 18,5 см; холст, масло) была написана Сальвадором Дали в 1930-ом, на заре отношений художника со своей второй половиной, известной нам, как Гала.
Дали был не только влюблен, очарован, восхищен своей новоявленной супругой - он был поглощен, проглочен ей без остатка и следа, растворившись в её непостижимой казанской сути - и потому множество работ начала 30-хх посвящены возлюбленной художника в контексте его собственны параноидальных переживаний на тему женщины и секса.
Скрупулезное исследование своего внутреннего сиюминутного "Я", основанное на трудах Зигмунда Фрейда, уже тогда стало ключевым принципом творческой деятельности Дали, и потому картина содержит типичные для работ Дали символы, связанные, по Фрейду, с сексуальностью: туфля, пустыня, кипарис, сама фигура "Женщины-рыбы" весьма напоминающая существо женского пол по имени Сфинкс, имевшее и для Фрейда ключевое значение...
Интересно, что в этой работе Сальвадор Дали продолжает экспериментировать с "двойными образами", которые впоследсствии станут его визитной карточкой: профиль женщины, как видим, состоит их множества телесного цвета рыб. Подобная техника не нова - еще в 16-ом веке Арчимбольдо писал портреты подобным образом, однако Дали пошел дальше чистого увлечения формой, наполнив свои двойные изображения особым, "паараноко-критическим" смыслом.
Одним из элементов, который играет ключевую роль в этой и нескольких важных сюрреалистических композициях, является обувь. Для Дали этот объект выступал в роли фетиша, который использовался для выражения подавленных сексуальных желаний. Согласно Дон Адес, «Фрейд рассматривал фетишизм как патологическое состояние, при котором фетишист, неспособный признать свое влечение к какому-либо угрожающему или запрещенному объекту желания, находит удовлетворение, смещая импульс на предмет или часть тела объекта - например, перчатку или ступню...
Выбор Дали женской обуви, которую Крафт-Эбинг в своей «Половой Психопатии» напрямую связывает с мазохизмом, стоит в одном ряду с другими подобныого рода предметами, такими как перчатки, молнии, перья, волосы и мех, которые часто встречаются в многочисленных сюрреалистических произведениях 1930-х годов: от картин до сюрреалистических "готовых объектов".
Гала, Гала, Гала... Повсюду в жизни и работах Дали (которые, по сути, и являлись дневником его внешней и внутренней жизни) - Гала и сексуальные отношения с ней, не лишенные проблем в силу изначальной "пролемности" в этой сфере самого Сальвадора Дали. Гала так повсеместна, что в конце концов начинает восприниматься неотъемлемой частью сущности Сальвадора Дали - да так и было на самом деле.
Гала, придя в замершую на перепутье жизнь молодого провинциального художника, оказалась не только его спутницей на всю жизнь и источником вдохновения для его творчества - она "выковала" личность самого Дали, напитав каталонца невиданной энергией и силой. "Гала помогла Сальвадору освободиться от предрассудков, сомнений и колебаний, которые раздирали его на части; именно она помогла ему достичь всех его целей" (R. Descharnes, Salvador Dali: The Work, The Man, New York, 1984, p. 85).
В 2010-ом картина в очередной раз поменяла владельца после продажи на торгах Сотбис за 2 322 500 долларов США.
Статьи по теме:
Сальвадор и Гала - встреча длиною в жизнь
Write a comment