Картина "Рыбак из Порт-Льигата" (32 х 45 см; холст, масло) была написана Сальвадором Дали в 1968-ом и в настоящее время находится в частной коллекции. Думаю, всем хорошо известно, что такое Порт-Льигат - крохотная деревушка на крайнем востоке Каталонии, Испании и всего Пиренейского полуострова, где Дали поселился в 1930-ом году, приобретя жалкую рыбацкую лачугу, которой предстояло спустя десятилетия "вырасти" в ныне знаменитый дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате.
Порт-Льигат - любимое место Сальвадора Дали на земле, истинный центр "Далианской Вселенной", которое художник готов был писать даже в те годы, когда не писал почти ничего. Справедливости ради должны отметить: Сальвдор Дали всю жизнь очень много работал, однако именно в силу своей работоспособности оказывался иногда в определенном тупике: всё, что можно было "сказать", уже было сказано, и наступал момент временного затишья перед активными поисками нового пути.
Конец 60-хх - как раз такое время. Дали, во-первых, был все более одержим идеей поскорее приступить к главному делу своей жизни - созданию Театра-музея в Фигерасе, чему мешали тогда некоторые финансовые вопросы, решение которых правительство бесконечно откладывало "на потом", а во-вторых, действительно ощущал, что в рамках прежних приоритетов всё в творчестве уже сказано, и пора подвести определенные итоги.
Таким "подведением итогов" стала грандиозная картина "Галлюциногенный тореадор", написанная в 1969-ом. В 1968-ом было написано лишь несколько вещей, самой известной из которых стала картина "Космический атлет", написанная по заказу Олимпийского комитета для Игр в Мехико в 1968-ом.
Но, повторимся, даже если Дали не писал почти ничего - он всегда готов был писать родные каталонские выселки, раз и навсегда определившие его эстетику и "ментальный пейзаж". "Рыбак из Порт-Льигата" - как раз такая, вечная и приятная "дань", которорую Дали охотно "выплачивал" любимому месту на земле. Со многими из местных жителей, включая рыбака, позировавшего для этой картины, Дали был прекрасно знаком лично, и общение с ними доставляло художнику живейшее удовольствие.
Так или иначе, художник всегда ощущал свое глубокое внутнреннее родство с этим глухим каталонским краем и населяющими его людьми. Сам он называл себя "неотъемлемой частицей" этого пейзажа, под "пейзажем" разумея и людей в том числе.
И, кстати, именно эти люди, среди которых Дали рос, с которыми он разговаривал на одном языке, смеялся над одними и теми же шутками, были тем окружением, в котором художник вел себя наиболее естественно и органично. Часто туристы спрашивают о том, каким человеком Дали был в обычной жизни.
Так вот, "обычная жизнь" для усатого каталонского гения, привыкшего, как и всякая медиа-персона, существовать на сцене, только и была возможна в прекрасной глуши Порт-Льигата, где он мог сбрасывать публичную маску и вести себя естественно.
Нам не раз приходилось беседовать с "обычными людьми" знавшими Дали лично, и, судя по их рассказам, в "обычной жизни" и в общении с ними Сальвадор был самым что ни на есть адекватным человеком - разумеется, насколько слово "адекватный" вообще походит к жителям этой местности, живущей под знаком трамонтаны...
Что касается работы - она на удивление хороша и выполнена в славном духе 30-хх. Это явный "ностальгический всплеск" художника, о чем, кроме фотографичности персонажа, напоминает и галька с пляжа Конфитюра, и скальныеобразования мыса Креус, и муравьи - неизменные атрибуты сюрреалистической живописи Дали.
Источник фото: сайт Фонда Гала-Сальвдор Дали
Статьи по теме:
Write a comment