Картина "Фонтан" была написана Сальвадором Дали в 1930-ом году и подобно всем другим работам этого периода, содержит богатый набор образов-символов, трактующих, прежде всего, два важнейших и самых судьбоносных события в жизни каталонского художника, неразрывно связанных между собой: знакомство с Галой и изгнание Дали из отчего дома.
Первое событие, определившее весь ход дальнейшей жизни и карьеры Сальвадора - знакомство с Галой - повлекло за собой другое: отец Дали решительно восстал против "недостойной" связи сына с замужней, много старше Сальвадора, женщиной, и, в конце концов, поставил сына перед выбором: любо любящая Сальвадора и заботящаяся, прежде всего, о нем, семья - либо эта "ужасная" женщина, которую отец Дали именовал не иначе, как "Ля Мадам", вкладывая в это прозвище все презрение, на которое только был способен.
Сальвадор, как известно, выбрал "Ля Мадам", что естественным образом повлекло бурное изгнание его из родительских пенатов и даже лишение наследства. Дали, без гроша в кармане, оказался выброшенным на улицу, имея, к тому же, на попечении спутницу жизни, привыкшую к определенному комфорту - спутницу, соития с которой он и жаждал, и мучительно боялся одновременнно.
Именно эти события и переживания, которые они повлекли за собой, и определили всю тогдашнюю тематику творчества молодого Дали, послужив основой сюжета для многочисленных работ 1930-31 г.г.
Муравьи, львы, кузнечики (выражение страстного желания и боязни секса одновременно); женская голова в форме кувшина (символ женской сексуальности); ключи (символизирующие исследование и раскрытия тайн подсознания, но точно также наполненные и сексуальным смыслом, в качестве фаллических символов); персонаж, в жесте стыда закрывший лицо рукой (указание на то, что Дали, обзаведясь Галой, так и не оставил старой доброй привычки к мастурбации, по поводу чего изрядно одно время комплексовал) - все эти образы, наши старые знакомые, обильно представлены в картине "Фонтан".
Интересен объект на переднем плане справа, напоминающий и дымоходы на крыше Дома Мила (Антонио Гауди) в Барселоне, и в то же время скалы мыса Креус, обработанные сильнейшими ветрами самым замысловатым образом и всю жизнь служившие Дали источником вдохновения.
В то же время стилизованные руины Ампуриаса (греческого поселеления неподалеку от Фигераса, где родился Дали) в сочетании с плоским пустынным ланшафтом - деталь типично символистского плана, призванная усилить общий драматический эффект картины.
И, тем не менее, композиция картины выстроена таким образом, что наше внимание в первую очередь фокусирутся на двух совершенно антирелигиозных объектах: оскверненной гостии (уже знакомой нам по картине "Осквернение гостии", и крестильной купели, также "оскверненной" муравьями.
Да, в те годы юный и прекрасный Сальвадор Дали был воинствующим атеистом, еще не зная, что через два десятка лет превратится в "каталолика до мозга костей", по его собственному выражению.
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment