Лес и солнце, 1927 — Макс Эрнст
Среди своих многочисленных воспоминаний детства Макс Эрнст часто отмечал свой страх и восхищение лесом, окружавшим его дом. Он писал о чувстве «восторга и угнетения, а также о том, что романтики называли «восторгом перед лицом природы».
Выражая свои мысли в этих терминах, Эрнст связал себя с традицией духовного ландшафта романтизма, которая представляла природу в виде отдельного тайного царства, где всё живет по своим, непостижимым извне и неподвластным человеку законам.
Эта темная и загадочная лесная сцена относится к одному из самых творческих периодов карьеры Эрнста.
Вдохновленный провозглашением лидером сюрреалистов Андре Бретоном «чистого психического автоматизма» художественным идеалом, Эрнст разработал новаторскую технику фроттажа, термин, обозначающий метод воспроизведения рельефного рисунка (например, поверхности куска дерева) путем наложения на ту или иную поверхность бумаги или холста и натирания его карандашом, углем или другим материалом.
В «Лесе и солнце» Эрнст использовал этот прием для создания окаменевшего леса, который он наполнил ощущением первозданного потустороннего мира. Соскребая с холста почти высохшую краску (процесс, который он назвал граттажем), художник создал заключенное в круг солнце в центре композиции.
Эта картина — одна из шести вариаций темы леса и солнца Эрнста. Как и на остальных пяти полотнах, стволы деревьев напоминают букву имени художника: в данном случае заглавную М.
Write a comment