Картина "Забытый горизонт", написанная Сальвадором Дали в 1936-ом, продолжает серию чудесных миниатюр на дереве, которые художник мастерски создавал с начала тридцатых, смешивая воедино фантазии и действительность, и засчет фотографически точного, вплоть до мельчайших деталей, изображения добиваясь удивительного эффекта "реальности нереального", за который мы и любим работы усатого художника.
Используя дерево, а не холст, Дали, возможно, подсознательно утверждал несомненную преемственность своего собственного искусства, являющегося продолжением живописной традиции тех славных времен, когда на холсте еще никто ни писал.
И пейзаж, и отдельные персонажи картны "Забытый горизонт" встречаются в работах Дали середины тридцатых далеко не единожды. Пляж в городке Росес (Коста-Брава), где семья Дали проводила дни летнего отдыха; полуразрушенный остов лодки, который мы можем наблюдать и сегодня - правда, не на пляже, а аккурат перед входом в Дом-музей Дали в Порт-Льигате, лежащая на песке фигура бесконечно медитирующего рыбака -"мыслителя"- образ, также имеющий своего реального прототипа...
И, конечно же, застывшая по воле художника в стремительном движении изящная фигурка двоюродной тетки Дали - Каролинеты, которая когда-то пробудила в мальчике-племяннике эротическое чувство - одно из первых в его жизни, как вспоминал сам Дали. Ах, эта Каролинета из Барселоны!
Взрослая (для малютки Дали), прекрасная, недоступная - и умершая в возрасте всего 19 лет... Образ ее для Сальвадора всегда ассоциировался с двумя самыми "сильными", с точки зрения остроты ощущений, темами - сексом и смертью...
На ту же размышления - об эротике, которой, в принципе, посвящено всю творчество художника (не считая, может быть, периода ядерного мистицизма), наводит и созерцание полуодетых танцовщиц, крайне слабо соотвествующих пейзажу. Да, девицы действительно не отсюда: Дали однажды обнаружил эту "группу без полосатых купальников" на старой открытке и впоследствии изображал в своих работах не единожды - как, например, в картине "Загадка осени", написанной годом ранее.
Непривычно бледные для "солнечного" Дали середины тридцатых тона придают картине особенное ощущение призрачности и нереальности - снова волшебник Дали силой таланта помещает нас внутрь своего изощренного мира фантазий, заставляя поверить, что он реальней, чем сама реальность!
Когда-то, давным-давно, именно это ощущение "реальности нереального", с обязательным присутствием мистики и неразгаданной тайны, очаровало меня в работах Дали навсегда. Позже, когда я вырос, обосновался в Каталонии и получил возможность регулярно наблюдать оригиналы работ каталонца в его знаменитом Театре-музее, ощущение это только усилилось.
Дали, оставляя за кадром все его фиглярство и присущий ему чуть чаще, чем всегда, бред величия, был чертовски хорошим художником и крайне интересным человеком, творчество которого будет жить еще долго!
Write a comment