Картина "Форнарина" (85 х 60 см; доска, масло) была написана Рафаэлем Санти из Урбино, в наши дни более известным, как "Рафаэль", приблизительно в 1518 году и ныне хранится в Палаццо Барберини в Риме.
Рафаэль изобразил модель в позе "Стыдливой Венеры", с обнаженной грудью и хитрым выразительным взлядом. Да, Форнарина выглядит плутовато: очевидно, что она что-то знает, однако рассказывать о том не спешит - как и ее более известная землячка "Джоконда". На руке миловидной девицы несложно разглядеть браслет с надписью "RAPHAEL URBINAS".
Поскольку наследие великого Рафаэля поистине бесценно, каждый квадратный сантиметр его произведений давно изучен под микроскопом и исследован до мельчайших подробностей.
Так, в случае с картиной "Форнарина" не только выяснили, что миртовое дерево скрыло ранее написанный Рафаэлем пейзажный фон, а кольцо, украшавшее один из пальцев Форнарины, художник зачем-то "ликвидировал" - но даже успели предположить, что у натурщицы, если судить по пятну голубоватого оттенка у нее на груди, мог быть рак.
Давно уже сошлись во мнении, что эта же девушка послужила Рафаэлю моделью при написании "Женщины с вуалью" и "Сикстинской Мадонны" - да и каждый, у кого есть пара глаз, даже не будучи экспртом, вряд ли в этом усомнится. Однако личность знаменитой Форнарины, которая считается возлюбленной Рафаэля, по-прежнему остается окутанной мраком неизвестности.
Неизвестна ни дата ее рождения, ни день и год смерти. Нет никаких достоверных сведений о ее родственниках, детях, наследниках. Собственно, не все исследователи творчества Рафаэля уверены, что симпатичная "Булочница" (La Fornarina (ит.)- "Булочница") существовала вообще. И таки да: порой, в порыве праведного негодования, думаешь: какая еще "Булочница"?! Вспомните прекрасного и гениального Рафаэля с его томно-меланхолическим видом, привыкшего к роскоши и утонченности - а тут какая-то "Булочница"!
И тем не менее, Форнарина, скорее всего, действительно существовала - и, похоже, действительно являлась "главной" возлюбленной Рафаэля на протяжении 6 лет. Самая общепринятая версия ее туманной биографии гласит, что Форнарина родилась в семье пекаря Франческо Люти, перебравшегося из Сиены в Рим и проживавшего по адресу Via Santa Dorotea, 20.
Харизматичную дочь булочника Рафаэль встретил совершенно случайно, во время прогулки по Вечному городу. Красота, свежесть и обаяние юной Форнарины так пленили живописца, что он незамедлительно купил девушку у папаши за 3 000 золотых, снял ей претендующую на умеренную роскошь виллу и сделал ее своей основной возлюбленной и натурщицей на долгих 6 с лишним лет.
Какой была она, Форнарина - помимо всем нам хорошо известных (благодаря картинам Рафаэля) внешних данных? На этот счет существуют две версии: реалистическая и романтическая. Реалистическая версия гласит, что ни покладистым характером, ни высокими моральными качествами Форнарина, увы, не отличалась. Во всяком случае, героически хранить верность Рафаэлю отнюдь не входило в ее планы. Весь околокультурный Рим в свое время обсуждал любовную связь Форнарины с Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина.
Кроме того, Форнарина не прочь была пофлиртовать с учениками Рафаэля - хотя знала, что художнику это вряд ли понравится. Тем не менее, любовь никто не отменял - и Рафаэль, временами испытывая желание придушить ветреную возлюбленную, все-таки продолжал питать к ней нежные чувства.
Говорят, что 37-летнему художнику внезапно сделалось плохо именно в постели Форнарины, и когда папский посланник в спешном порядке прибыл к смертному одру художника, еше недавно бывшему ложем любовных утех - он отказался исповедовать умирающего в присутствии "этой женщины". "Сексодром стал одром", как внезапно и афористично выразилась моя жена - однако, если вдуматься, это не самый худший вариант ухода из жизни.
По завещанию Рафаэля Форнарине досталось довольно приличное состояние, что никак не сказалось на ее распутных привычках. Форнарина продолжала вести образ жизни "свободной художницы" и вскоре сделалась одной из самых известных куртизанок Рима.
Существует, впрочем, и другая версия - романтическая, согласно которой никакой распутницей и куртизанкой Форнарина не была, а ее отношения с Рафаэлем - образец самой чистой и возвышенной любви, какую только знали небеса. Ни подтвердить, ни опровергнуть ни одну из версий сегодня не представляется возможным, и потому каждый вправе выбрать тот вариант, который ему более по вкусу.
В 1945 году Сальвадор Дали, являвшийся, как известно, величайшим поклонником Рафаэля, представил свою версию "Форнарины" - картину "Галарина", которая сегодня украшает Зал Сокровищ Театра-музея Дали в Фигерасе:
Название картины Дали, как несложно заметить, является симбиозом двух имен двух возлюбленных двух великих художников: "Гала" и "Форнарина". Следует отметить, что если чистота морального облика прекрасной Форнарины остается предметом споров, то свободное поведение Елены Дмитриевны Дьяконовой (Галы) никаких сомнений не вызывает. Впрочем, это личное дело каждого, и величия этой женщины её любовные приключения нисколько не умаляют.
Статьи по теме:
300 лучших картин Дали - описание и анализ
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Write a comment