В районе Борн, под массивным каменным боком базилики Санта Мария дель Мар примостилась небольшая площадь под названием Fossar de les Moreres. С каталанского языка название это переводится как "кладбище с шелковичными деревьями".
Почему площадь названа в честь кладбища, понятно - все без исключения открытые пространства рядом с церквями в историческом центре Барселоны и были вплоть до 19-го века кладбищами. Однако с этим бывшим местом захоронения связана любопытная история.
В далеком 12-ом веке приходской священник церкви Санта Мария дель Мар - так называемого "морского собора Барселоны" решил, что земли под захоронения прихожан осталось в наличии маловато.
Дабы исправить ситуацию, святой отец обратился к богатому жителю района Борн по имени Бернат Маркус с просьбой пожертвовать принадлежавший Бернату участок земли аккурат на том месте, где расположена сейчас площадь.
Бернат Маркус, однако, медлил с ответом. Во-первых, и это очевидно, ему не хотелось вот так, запросто живешь, упускать из рук родную собственность. Во-вторых, возможно, его смущала излишняя настойчивость падре, регулярные просьбы которого стали со временем походить на требования и, в конце концов, зазвучали чуть ли не как угрозы.
В третьих, Маркус считал, что такой уж срочной небоходимости расширения в действительности нет - просто святой отец под первым попавшимся предлогом пытается таким образом расширить земельные владения церкви.
В конце концов, после долгих напряженных раздумий Маркус объявил, что согласен пожертвовать эти земли церкви, но с одним обязательным условием: он сделает это только в том случае, если в течение пятнадцати дней, считая от этого момента, кто-то из прихожан умрет и, таким образом, своей смертью наглядно подтвердит заявления падре о том, что "люди мрут, как мухи, негде уже хоронить".
Выслушав это условие, святой отец помрачнел. Зная упрямый характер своих прихожан и свойственный каталонцам дух противоречия, он предвидел, что в ближайшие две недели они из вредности перестанут не то что умирать, но даже болеть - и земля, таким образом, останется в собственности Маркуса.
Так и случилось. Шли дни, а никто в приходе даже не думал умирать. Напротив, все наливались соками жизни, розовели и выглядели совсем не так, как положено выглядеть измученным средневековым пролетариям. Святой отец кусал от досады и бессилия губы, понимая, что хитрый Бернат Маркус его каким-то образом обманул.
Наконец, наступил последний день установленного Маркусом контрольного срока. Никто так и не умер. Улыбаясь и насвистывая жизнерадостную мелодию, Маркус надел шляпу и пошел к церкви, чтобы объявить святому отцу, что договор о дарении земли аннулирован - по причине отсутствия покойников.
Когда Маркус почти дошел до церкви и двигался как раз по своему так и не подаренному участку, проходя по приятной сенью шелковичных деревьев, он внепно испытал сильнейшую боль в сердце, упал замертво и через десять минут, не приходя в сознание, скончался. Как можно назвать это - если не Божьим провидением?
Условия договора оказались выполнены - посредством смерти одной из сторон, то есть, самого Маркуса - и земли, как и было договорено, перешли в собственность церковного прихода.
Посещение описанного выше места возможна в рамках наших следующих экскурсий:
1) Автомобильная экскурсия "Барселона от А и до Я"
Write a comment