Подавляющее большинство посещающих Барселону туристов пребывают в святой уверенности, что Олимпийский огонь в Барселоне был зажжен не где-нибудь, а на огромной 136-метровой башне Калатрава
И честное слово, если бы я не жил в Барселоне, а просто приехал в этот чудесный город погостить и забрел на холм Монтжуик - то я подумал бы именно так.
Тем более, что башня Калатрава тоже имеет непосредственное отношение к Барселонской Олимпиаде-92 - это одна из двух построенных специально к Олимпиаде телевышек, с помощью которых велась трансляция спортивных событий в Барселоне на весь мир.
И всё же Олимпийский огонь-92 в Барселоне зажегся в несколько другом месте. Знакомьтесь: Олимпийский Стадион имени Луиса Компаньиса (Estadio Olímpico Lluís Companys или Estadio Olímpico de Montjuïc) - один из объектов так называемого Олимпийского Кольца Барселоны.
Кстати, при взгляде на величественный фасад стадиона на ум приходят вовсе не 90-ые годы прошлого века - напротив, архитектурные особенности навевают определенные ассоциации с архитектурными изысками первых десятилетий 20-го века.
Так и есть! Стадион был возведен по проекту каталонского архитектора Пере Доменеча-и-Роура к Всемирной Барселонской Выставке 1929-го года со всеми отсюда вытекающими.
Позже, а именно 19-го июля 1936-го, здесь должна была стартовать Народная Олимпиада, запланированная. как несложно догадаться, в пику Олимпийским Играм в Берлине - но вместо этого началась страшная братоубийственная Гражданская война, и о спорте надолго пришось забыть.
Вторая и, по большому счету, новая и лучшая жизнь для стадиона началась в 1986-м, когда решено было сделать его главной ареной 25-х Летних Олимпийских Игр в Барселоне.
Целая бригада испанских архитекторов: Корреа, Мила, Маргарит, Буйшаде, в стройные ряды которых затесался даже один итальянец, Витторио Греготти - засучила рукава и принялась активно осваивать выделенный на реконструкцию стадиона бюджет.
Первым делом стадион выпотрошили, как свежепойманного карпа: извлекли все внутренности, оставив лишь фасады. Фасады, кстати, попытались сохранить в максимально возможном объеме, и это почти удалось: лишь восточная сторона оказалась в ходе реконструкции безвозвратно утеряна.
Однако большую часть наружной красоты сохранили. Уровень поля в ходе реконструкции понизили на 11 метров - таким образом чаша стадиона оказалась заглубленной в недра холма.
Отсюда этот интересный эффект: глядя на фасады стадиона снаружи, ни за что не догадаешься о том, насколько он на самом деле велик и вместителен. Типичная, кстати, для Барселоны деталь - когда в самой обыденной, на первый взгляд вещи может скрываться бездна загадок и тайн.
Одним словом, стадион после реставрации вполне соответствовал олимпийским стандартам, и, конечно же, именно он стал местом, где и был зажжен Олимпийский огонь-92, о чем мы и собираемся рассказать.
Итак, где же она, эта удивительная точка в пространстве, к которой 25 июля 1992 года были прикованы глаза свыше одного миллиарда телезрителей? А вот она! Присмотримся к персту указующему прекрасного барселонского гида Татьяны. На заднем плане, как видим, присутствует фасад стадиона, а к нему крепится металлическая стелла элегантных изогнутых очертаний.
А на самом верху стеллы, соответственно - относительно небольших размеров чаша. Если видно не очень хорошо, попробуем более крупным планом.
Итак, представим себе: в Барселону съехались 9364 атлета из 169 стран мира, и огромное количество зрителей.
Только что завершились беспрецендентные по объему затраченных усилий и проведенных работ пять лет активной подготовки к Олимпиаде, изменившие Барселону навсегда и открывшие для нее новую эру - эру массового туризма.
Прекрасный, как всегда вечер, холм Монжуик, Олимпийский стадион, вместивший 67 000 человек.
Среди присутствующих и прнинимающих участие в церемонии открытия - такие небезызвестные личности, как Хуан Антонио Самаранч, Король и Королева Испании Хуан Карлос 1-ый и София, Нельсон Манделла, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Виктория де лос Анжелес...
Только что под звуки национального каталонского оркестра "кобла" (добры молодцы в леопардовых пиджаках и барретинах) отгремело яркое театрализованное представление, посвященное, разумеется, Геркулесу, разделившему Европу и Африку, создавшему Средиземное Море и, разумеется, Барселону - и на стадионе появляется факел.
Кульминационный момент: знаменитый барселонский баскетболист Хуан Антонио Сан Эпифанио Руис по прозвищу "Эпи" - огромная двухметровая баскетбольная машина - вбегает в центр поля, где его ждет небольшой, даже щупленький в сравнении с ним лучник-паралимпиец Антонио Ребольо.
Миг, и стрела зажжена. Серьезный и сосредоточенный, как хирург во время операции, Антонио Ребольо натягивает тетиву лука. В этот момент, друзья, сердца более чем миллиарда людей во всем мире замерли.
Еще миг - и стрела взмывает в ночное небо, описывая красивейшую дугу и направляясь к подсвеченной чаше. Общий выдох - и всеобщее ликование!
Сердца миллиарда снова бьются в унисон. Олимпиада-92 началась!
Признаюсь вам честно: в 1992-м нас в Испании не было. Мы поселились в Барселоне лишь 8 лет спустя. А жаль! Так хотелось бы посмотреть эту замечательную церемонию вживую, так хотелось бы увидеть Барселону той поры: город, находящийся на пороге великих перемен, проделавший только что огромную работу и могущий по праву гордиться сделанным!
А лучник Антонио Ребольо может по праву гордиться (и, конечно же, гордится!) своим невероятным выстрелом! Он сделал это - и так, вместе с огненным телом пущенной им стрелы, влетел в историю Олимпийского движения.
А ведь я даже представить не могу тот огромный груз ответственности, который пришлось ему взвалить на свои плечи в тот вечер. Ты один - и на тебя смотрит весь мир.
А тебе нужно забыть и миллионах прикованных к тебе глаз, сосредоточиться - и сделать самое важное! Ребольо осуществил это. Были ли предприняты какие-то меры подстраховки, на случай, если что-то пойдет не так? Конечно! Всенепременно и обязательно - это ведь не корпоратив, а ОЛИМПИАДА! Огонь зажегся бы в любом случае - что ничуть не умаляет важности содеянного Антонио Ребольо.
И бронзовая скульптура у входа в Олимпийский музей, посвящанная лучнику и его замечательному выстрелу - вполне по заслугам!