Неподалеку от всем хорошо известной площади Каталонии, аккурат на границе исторического центра Барселоны, есть еще одна, зеленая и тенистая площадь с непонятным названием: Plaza Urquinaona.
Площадь эта возникла в процессе сноса оборонительных сооружений старой Барселоны, в 1857 г., заняв место двух разрушенных бастионов: Sant Pere и Jonqueras, а названа она в честь Хосе Марии Уркинаона и Бидот, занимавшего пост епископа Барселоны в 1878-1883 г.г.
А в 1912-ом на площади появился фонтан "Мальчик с кувшинами", созданный замечательным барселонским скульптором Жозепом Кампени.
Уличная скульптура - наша слабость, в разделе "Уличная скульптура Барселоны" мы уже рассказали о многих из них, однако, так получается, в первую очередь мы описывали работы странные, авангардные, непонятные ни с первого, ни со второго, ни с третьего взгляда - такими Барселона славна, и именно такие в первую очередь требуют пояснений.
Но иногда устаешь от всего этого "авангарда". Мозг, раскалившийся в безуспешных попытках разгадать тайный смысл авангардистского творения, объявляет забастовку и перестает функционировать, а глаз ищет чего-то простого, прозрачного и понятного, на чем может просто отдохнуть, наслаждаясь талантливо сделанной работой. Как раз таков "Мальчик с кувшинами" Жозепа Кампени. Скульптура выполнена в стиле натурализма, однако лишена главных издержек этого давно ставшего классикой стиля - безжизненности.
Многие работы скульпторов-натуралистов, увы, грешат этим - вопиющей безжизненностью, замороженностью, надуманностью позы персонажа, ее неестественностью - и тем самым напоминают снятых на фото людей, которые категорически не любят фотографироваться, или того хуже - мертвецов в позах живых, которых так любили запечатлевать на память в совсем недалеком прошлом.
Жозеп Кампени был талантливым скульптором, и его "Мальчик с кувшинами" - живее многих живых. Если уж проводить аналогию с фотографией, он напоминает моментальный снимок, сделанный украдкой. Да, да именно так - зоркий глаз мастера выхватил из городской толпы живого и колоритного персонажа - и мгновенно запечатлел его в памяти, чтобы потом воспроизвести в бронзе.
Сходу понимаешь, что мальчик - ученик, самый маленький и помыкаемый в трудовом коллективе, и минуту назад подмастерье, а то и сам мастер, вручил ему кувшины и послал за водой к городскому фонтану, наградив, для ускорения, подзатыльником и наказав вернуться сию же секунду.
И мальчонка торопится, опасаясь гнева старших, лавирует в плотной и пестрой городской толпе, пуще всего на свете боясь выронить тяжеленные кувшины - ведь тогда серьезной трепки не избежать!
Бронза, из которой выполнена скульптура, покрылась со временем благородной патиной, а вот каменное основание фонтана время, напротив, не пощадило - однако характерные для модерна растительные мотивы (не будем забывать, на дворе 1912-ый год, а значит, модерн еще жив!) разглядеть вполне возможно.
Разумеется, среди прочей символики пристутствует здесь и герб Барселоны - куда же без него? Кстати, Кампени выполнил не один, а три замечательных фонтана в Барселоне - и о других его работах мы как-нибудь обязательно еще поговорим.
Write a comment