Гала Дали всегда воспринималась мировой околокультурной общественностью, как хваткая девочка из Казани, успевшая пообтесаться в богемных кругах Парижа и вовремя положившая глаз на молодого гениального каталонца - Сальвадора Дали.
Успешная монетизация талантов молодого супруга позволила ей в дальнейшем вести жизнь свободную, безбедную и не лишенных некоторых приятных бонусов, в лице тех же прелестных "мальчиков", к которым Гала питала известную слабость на протяжении второй половины своей долгой жизни.
Непосредственное участие Гала в более тонких материях - в том же творчестве первого мужа (Поля Элюара) или, тем более, второго (нашего Сальвадора Дали) - никогда не обсуждалось, поскольку его априори не существовало и существовать не могло. Но так ли это на самом деле?
При моем личном отсутствии симпатии к этой, безусловно, великой женщине, ответственно заявляю: такой взгляд на Гала - как на музу, модель и умелого манипулятора супругом, глубоко поверхностен и неверен.
Взгляд этот сформировался во многом благодаря тем современникам и знаввшим ее людям, которые супругу Дали, мягко говоря, недолюбливали. А поскольку "недолюбливали" ее практически все - за исключением, разве что, Сальвадора Дали - то нечему и удивляться. Жена, модель, манипулятор. Ну, пожалуй, еще и муза - с сомнительными достоинствами музы.
При этом всегда почему-то принято было игнорировать несколько фактов, опровергнуть которые нельзя, ибо они истинны, и которые заставляют усомниться в таком упрощенном подходе к образу нашей землячки.
Факт первый. До того, как встретиться с Дали, Гала (Елена Ивановна Дьяконова) вместе со своим первым мужем, французским поэтом Полем Элюаром, а также Андре Бретоном, Максом Эрнстом и Луи Арагоном уже участвовала в Париже в создании кружка сюрреалистов.
Причем, хочу отметить, участие ее вовсе не сводилось к тому, что она попеременно спала с каждым из вышеозначенных мужчин. Конечно, кое с кем было и такое (Макс Эрнст) - но осное участие все-таки заключалось в том, что наряду со всеми она "генерировала" идеи, и не без ее активной роли движение сюрреалистов обрело окончательную форму.
Факт второй. Когда все-таки случилась эта судьбоносная встреча Гала и Дали в Кадакесе, и Гала убежала от первого супруга к молодому каталонцу - кем был Сальвадор Дали? А был Дали всего лишь юным провинциальным художником с весьма неопределенными перспективами без копейки денег за душой, и первые годы их совместной жизни с Гала в рыбацкой халупе Порт-Льигата иначе, как очень бедными, не назовешь.
Напомню - Гала ушла к нищему Дали от куда более обеспеченного Поля Элюара и оставила парижскую квартиру ради хижины без удобств на краю света, в умопомрачительной, даже по каталонским меркам, глуши. Я всегда рассказываю об этом во время экскурсии - разрушаю миф о проницательной хищнице, которая поменяла талантливого Элюара на гениального Дали.
Не был тогда Дали - гениальным. Не был - ни под каким соусом. И вопрос о том, станет ли он впоследствии успешным, гениальным и небедным, на момент ухода Гала от Элюара оставался не то что открытым, а, я бы сказал - распахнутым настежь! Гала, и сейчас это становится все более очевидным, на момент встречи с Дали да и в первые годы их совместного бытия была творческим и свободным человеком.
И от "небедного" Элюара к нищему Сальвадору Дали ушла только по этой причине: с нищим Дали было интереснее. Говоря "интереснее", я имею в виду любовь. Ту самую, в которую она ухнула, как в прорубь, с головой, наплевав на всякую корысть.
Факт третий: И наконец, третий факт, с моей точки зрения, самый весомый в развенчании мифа о Гала, как о жене, коммерческом агенте, манипуляторе, томно вздыхающей Музе.
Этот "факт" я многажды показываю туристам во время экскурсии по Театру-музею Дали в Фигерасе.
И имя ему - автограф Сальвадора Дали. Каталонский художник, страдваший (а точнее, наслаждавшийся) безграничным бредом величия, называвший себя даже не гениальным, а "божественным", презиравший всё и вся, сотворенное не им, или на худой конец, не Веласкесом - так вот, этот самый Дали с определенного момента стал подписывать свои картины "Гала-Сальвадор Дали"!
Понимаете? Божественный Дали подписывал именем своей возлюбленной супруги не соседские заборы или пляжный песок, что было бы куда логичнее - но ставил это имя на своих картинах, причем - впереди своего собственного.
То есть, он не только признавал ее важную роль в самом для него святом - творческом процессе, но даже почитал эту роль поважнее своей!
Странно, что на этот факт, лежащий на самой поверхности, самый, повторюсь, наглядный их всех, до сегодняшнего дня никто не обращал внимания.
"Подписывая свои работы как Гала-Дали, я просто называю вещи своими-именами, потому что без моего близнеца - Гала, этих произведений просто не было бы!"
Обладавшая замечательным чувством вкуса, которого Дали в молодости яавно недоставала, Гала подсказывала, критиковала, заставляла Дали вносить те или иные изменения в процессе работы над картиной; она могла подбросить удивительную идею, оригинальности которой завидовал сам Дали...
Конечно же, потом все было иначе. Появились нездоровые пристрастия, на которые она швыряла огромные деньги - мальчики, азартные игры, от которых она, было время, зависела не меньше, чем от мальчиков.
Эта безудержная расточительность являла разительный контраст с ее скаредностью в мелочах, что лишний раз доказывает - Гала была человеком страстей, как и положено творческой личности.
Кем же была она на самом деле - Гала? Женщина, вызывавшая стойкую неприязнь у Луиса Бюнуэля (который однажды в приступе гнева едва ее не задушил) и Андре Бретона - и в то же время влюбившая в себя до беспамятства сразу Поля Элюара, а потом и Сальвадора Дали...
Близко дружившая с Рене Кревелем - и заставившая сходить сума от страсти Макса Эрнста... Не может, согласитесь, быть случайностью, чтобы столько неординарных творцов своей эпохи испытывали столь противоречивые - но одинаково сильные чувства к Елене Дьяконовой, как звалась она в девичестве.
И, понятно, ничего подобного не могло бы быть, если бы сама она являлась заурядной серой мышью.
Write a comment