"Портрет Галы с омаром" был написан Сальвадором Дали в 1933-ем, изначально был частью более крупной работы художника. Есть фотографии, сделанные в галерее Пьера Колля в Париже во время персональной выставки Дали, проходившей с 19-го по 29 июня 1933-го, на которых видно, что "Портрет Галы с омаром" соседствует с "Наброском портрета Галы в манере автоматического письма" на одном фрагменте фанеры (обе работы написаны маслом). Впоследствии, вероятно, с целью лучшей монетизации, одна большая работа была разделена художником на две маленьких, и оба потрета были проданы по отдельности.
В настоящий момент "Портрет Галы с омаром" (20 х 22,5 см, масло, фанера) находится в частной коллекции, в то время как "Набросок портрета Галы в манере автоматического письма" экспонируется в Зале Шедевров Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе, где я и имею честь регулярно его наблюдать и показывать своим туристам.
Интересно, что оба небольших портрета возлюбленной и музы художника оставлены Сальвадором Дали незавершенными - причем, совершенно намеренно. Художник, замечательно знакомый с историей искусства, наблюдал такой прием у Рафаэля, Микеланджело, а также у очень уважаемого им Доминика Энгра, который и вообще часто, причем, совершенно намеренно, оставлял часть работы незавершенной - добиваясь тем самым гораздо большей выразительности и экспрессивности, чем если бы закончил ее целиком.
Опять же, следует отметить, что если в "Наброске в манере автоматического письма" Гала выглядит эдакой болезненной и очевидно нервной дамой, то здесь, спустя год, она, скорее, похожа на взрослую девочку, которая, при всей своей внешней невинности, таит в себе бездну секретов и тайн.
Возможно, этот эффект достигается благодаря омару, который художник без лишнгих раздумий поместил на голову возлюбленной. С расстояния этот представитель ракообразных вполне может восприматься как красный бант - что и придает Гале явно льстящую ей детскость.
Впрочем, омар здесь далеко не случаен. Как и многие другие морепродукты, омар, как известно, является сильнодействующим афродизиаком, и в образной системе Сальвадора Дали этот вооруженный клешнями "зверюга" всегда выступал символом сексуального желания.
Ненасытная сексуальность Гала общеизвестна, и в 1933-ем она, невзирая на почти 40 прожитых лет, действительно выглядела гораздо моложе и в хорошем расположении духа наверняка могла быть очаровательной - не говоря уж о флюидах эротического обаяния, которые окружали ее густым облаком.
Что касается добавленного в композицию самолета - несомненно, это дань ояеень деятельному характеру и неустанному полету творческой мысли Галы, всегда в те годы направленной на новые способы раздобывания денег, в которых художник и его жена нередко в то время нуждались. В некотором смысле, тандем Галы и Сальвадора можно уподобить самолету, в котором Дали выполнял роль крыльев, а Гала - мотора.
Статьи по теме:
300 лучших картин Дали - описание и анализ
Авторский путеводитель по Театру-музею Дали
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Write a comment