Galacidalacidesoxiribunucleicacid - не поверите, но именно так называется эта монументальная "ядерно-мистическая" картина Сальвадора Дали, написанная художником в 1963-ем году. Поскольку не что выговорить, но даже запомнить это потрясающее название решительно невозможно, существует и второе название полотна, более "очеловеченное" - "Посвящение Крику и Уотсону".
Что до первого, непроизносимого имени - основными его компонентами, как несложно догадатьтся, являются имя жены художника и "дезоксирибонуклеиновая кислота", более известная нам, как ДНК.
Дали хвастался, что это "самое длинное название моей картины, состоящее из одного слова" и подчеркивал, что тема, которой она посвящена, еще длиннее и равняется "генетической настойчивости человеческой памяти".
Что касается второго, удобопризносимого имени, здесь все понятно: в 1953 году ученые Френсис Крик и Джемс Уотсон опубликовали результаты исследований с описанием двойного спиралевидного строения молекулы ДНК, вызвавшие крупный общественный резонанс и попавшие в поле зрения Дали. Дали был мгновенно очарован двойной спиралью и быстро сделал её одной из своих главный фетишей.
Как говорил художник, "двойная спираль ДНК - это единственное, что связывает человека с Богом". Новейшие научные открытия, по словам Дали, всё более убеждали его в том, что наш мир - суть творение Бога. Эта позиция, кстати, была свойственно и одному из величайших ученых человечества - сэру Иссааку Ньютону, да и не только ему.
В своих ядерно-мистических" работах Дали как раз и занимался тем, что пытался через живопись донести до зрителя мысль об абсолютном непротиворечии научной и религиозной картины мира - и в лучших полотнах был оригинален, талантлив и убедителен.
Весьма впечатляет и картина "Galacidalacidesoxiribunucleicacid (Посвящеение Крику и Уотсону)" - как своими размерами (305 Х 345 см; холст, масло) так и величественностью изображенного, и мастерством художника.
Первое что опознается в работе сходу и безошибочно - стоящая к нам спиной Гала - муза и супруга художника. В прекрасно, как и всегда у Дали, выписанной драпировке, она наблюдает могучую фигуру Бога-отца, протянувшего с небес руку, чтобы забрать к себе Бога-сына. И Бог-отец, и Христос написаны мастерски, в лучших традициях "двойного образа". Чтобы разглядеть их, требуется время - но тем приятнее этот процесс "узнавания".
Святой дух, надо признать, несколько разнится от классической трактовки этого образа в виде голубя - однако тоже распознается достаточно быстро и безошибочно. В левом верхнем углу Дали поместил пророка Исайю со свитком, на котором запечатлено название картины: Galacidalacidesoxiribunucleicacid.
В этом слове, помимо имени жены художника и названия ДНК, также зашифровано имя Cid - (испанский национальный герой), Дали (спаситель современного искусства, как без ложной скромности именовал себя Сальвадора) и Allah (Бог).
Также интересны "кубы смерти" изображенные справа внизу и уходящие в перспективу. Каждый образован четырьмя арабскими стрелками, которые целятся из винтовки в голову другому стрелку таким образом, что, стоит первому нажать курок, как будет запущена цепная реакция, которая, в конце концов, уничтожит всех стрелков до последнего.
Непосредственной причиной для написания картины послужило страшное наводнение в Барселоне в сентября 1962-го года. Вышедшая из берегов река Льобрегат послужила причиной смерти 450 человек, что стало одной из страшнейших природных катастроф в современной истории города.
Write a comment