Отель "Аттракцион" - проект Антонио Гауди

Гауди - проект отеля Аттракцион
Отель "Аттракцион" - проект Антонио Гауди

Отель "Аттракцион" - один из самых амбициозных проектов каталонского архитектора Антонио Гауди, который, к сожалению, так и не был реализован.

 

Да, далеко не всем архитектурным планам, которые вынашивал непостижимый, на десятки лет опередивший свое время Антонио Гауди, суждено было осуществиться.

 

Более того, многие из его поистине футуристических проектов долгое время оставались вообще неизвестными широкой публике. 

 

Ярчайший тому пример - проект "Hotel Attraction" о котором никто и слыхом не слыхивал вплоть до 1956-го года.

А вот в 56-м, аккурат в тридцатую годовщину смерти Гауди, каталонский скульптор Жоан Матамала-и-Флотатс, работавший с юных лет под началом Антонио, выполнивший огромное количество скульптур для фасада Рождества Храма Святого Семейства, согздавший знаменитый бюст Гауди в 1926-м - одним словом, один из ближайших помощников Антонио - взял вдруг да и разразился статьей воспоминаний под названием: "Когда Новый Континент призывал Гауди (1908-1911).

Скажем сразу: статья эта произвела в архитектурном мире (да и не только в нем) эффект разорвавшейся бомбы - выражение избитое, но точнее не скажешь! 

Какое-то время Матамала подозревали даже в фальсификации, однако всесторонее и тщательное изучение ведущими гаудиеведами мира представленных Матамалой материалов (в том числе чертежей, набросков и рисунков, выполненных Антонио Гауди лично) позволило со стопроцентной точностью установить - проект настоящий, и автором его мог быть только Антонио Гауди, и никто иной.

Выяснилось следующее.

В 1908-м в Барселону прибыли два весьма состоятельных американских бизнесмена. Понятное дело, грандиозная барселонская стройка и символ города - Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) - не могла пройти мимо их внимания. Есть основания полагать, что проект этот впечатлил их чрезвычайно - что и не удивительно.

Я лично склонен считать, что дельцы эти даже пожервовали немалую сумму на святое дело строительства храма - и объясню, почему. Дело в том, что в статье своей Жоан Матамала сообщает о необычайном расположении к ним самого Гауди: трижды они посещали строящийся храм, и трижды сам Антонио устраивал им индивидуальные экскурсии по стройплощадке, лично выступая в качестве гида - а это, поверьте,  говорит о многом!

В конце концов нью-йоркские дельцы перешли непосредственно к делу. Речь шла как раз-таки о проекте грандиозного отеля, который предполагалось возвести на Манхэттене, как раз на том месте, где стояли до 2001 года печально теперь известные башни-близнецы, и проект этот предложено было разработать именно Антонио Гауди - для того, собственно, заморские миллионеры в Барселоне и появились.

И Гауди этот проект разработал - огромное здание высотой 360 м (на тот момент оно стало бы высочайшим небоскребом Нью-Йорка),  в форме так любимого им параболоида,  увенчанного огромной звездой. Центральный, самый высокий из корпусов, должен быть окружен еще 8-ю, более низкими, по очертания напоминающими знаменитый дом Мила (ла Педрера) в Барселоне.

Интерьер предполагал, среди прочего, наличие 5 огромных холлов высотой по 14 м, каждый из которых должен был получить имя в честь одного из континентов.

 

Верхнюю часть здания должен был венчать огромный, высотой в 125 м, зал "Посвящение Америке" с 10-метровой статуей Свободы.

Помимо собственно отельных номеров, Гауди предусмотрел место для ресторанов на любой, самый взыскательный вкус, для танцевальных помещений и залов для модных показов; пространство для музыкальных концертов и театральных постановок, музеев, художественных галерей и занятий спортом.

Гауди - отель Аттракцион
Антонио Гауди - проект отеля "Аттракцион"

Кроме того, имелись 5 подземных уровней, отведенных под служебные помещения, гаражи, мастерские, складские помещения, кухни, холодильники и т. д. - для Гауди, как мы неоднократно говорили. мелочей в работе не существовало.

А вот венчать все здание, там, под облаками. должна была круговая наружная галерея, с изумительным, можно в том не сомневаться, обзором.

 

Здание предполагалось выстроить из самых современных на тот момент материалов, и, поскольку Гауди отрицал монохромность любого архитетурного проекта - конечно же, сделать его цветным!

То есть, по замыслу Антонио Гауди, богато декорировать отель любимой им мозаикой "тренкадис" с постепенным переходом тонов от коричневого и зеленого в нижней части к серому и красному в центральной и, наконец, к огромным стеклянным площадям "Салона Америки".

К сожалению, проект так и остался лишь проектом, и причин тому могло быть несколько. Во-первых, достаточно длительные сроки строительства (примерно 7-8 лет), которые, возможно, не устроили американцев.

 

Во-вторых, чрезвычайная занятость самого Гауди, который в 1908-м году одновременно работал над следующими заказами: дом Мила, парк Гуэль, крипта церкви колонии Гуэль, реставрация кафедрального собора Пальма де Майорка и, конечно же, Саграда Фамилия.

Плюс к тому, мы знаем, с какой неохотой Маэстро выезжал за пределы Каталонии. Даже визит в соседнюю Францию был для Гауди настоящим испытанием всех сил и нервов, а тут шутка ли - перебраться через Атлантику и находиться там несколько лет кряду!

Конечно же, Гауди мог отправить вместо себя помощника и руководить проектом дистантно, как он до того делал уже не раз (по словам Матамала, в качестве возможной кандидатуры Гауди называл своего помощника Жоана Рубио) - но, опять же, вряд ли такой вариант, учитывая грандиозность проекта, устроил бы заказчиков.

И, наконец, серьезный приступ мальтийской лихорадки, едва не сведший архитектора в могилу в 1911-м году и сильно подорвавший здоровье Гауди, окончательно сделал реализацию проекта невозможной.

Что же - очень жаль. Кстати о проекте отеля "Аттракцион" вспомнили вновь после теракта 11 сентября 2001 года, когда в качестве возможной альтернативы уничтоженным башням-близнецам и был предложен грандиозный замысел А. Гауди. Но Америка, как известно, по итогам конкурса избрала другой вариант.

Впрочем, кто знает... Гениальность существует вне временных рамок, и, не исключено, когда-либо проект будет реализован, и гигантский параболоид отеля "Аттракцион" вознесется в нью-йоркское (или какие-нибудь другое) небо.

 

Отель Аттракцион - Антонио Гауди

А пока обратите внимание на небоскреб "Торре Агбар" построенный в Барселоне французским архитектором Жаном Нувелем. Чьими идеями, по вашему мнению, вдохновлялся именитый француз, возводя эту гигантскую, параболической формы башню? Ответ очевиден, а значит, идеи Гауди продолжают жить и вдохновлять современных мастеров архитектуры.

Каталонские повести - Сергей Захаров

Свяжитесь с нами:

zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 

 +34 630917047

Мы на Facebook

Мы в Instagram

Write a comment

Comments: 0