Дом Висенс (Casa Vicenc) - первый крупный проект Антонио Гауди в Барселоне - хотя в те далекие годы, когда молодой Гауди занимался его осуществлением, нынешний район Грасиа был вовсе не частью Барселоны, а вполне самостоятельным городком за пределами каталонской столицы. Здание, собственно, и строилось как вилла - загородный дом местного фабриканта керамической плитки дона Мануэля Висенса-и-Мунтанера.
Хотя переговоры между Гауди и заказчиком были начаты еще в 1878-м году, вскоре после того, как Гауди получил диплом архитектора, строительные работы начались в 1883-м и в основном были завершены через два года, хотя кое-какие доработки осуществлялись вплоть до 1888-го года.
Считается, что именно эта постройка знаменовала своим появлением новый период в архитектуре Испании - каталонский модернизм (modernismo catala).
Вот он, ранний Антонио Гауди - явное преобладание прямых линий над изогнутыми, конструктивная простота архитектуры и доминирующее влияние ориентализма. Впрочем, мавританский стиль, так называемый "мудехар", и вообще был тогда в моде и нещадно эксплуатировался всеми крупными мастерами. В работах же Гауди он достиг наибольшей выразительности и чистоты.
Однако не будем забывать, что это модерн - сочетание массивных блоков местного камня, из которых сложена нижняя часть здания, кирпича и керамики вкупе с художественной ковкой и литьем высочайшего уровня придает дому своеобразную "изюминку" делает его необычайно привлекательным.
Что до керамики - она здесь повсюду. Так и хочется сказать: дом выполнен из материалов заказчика! Так и есть, и здание наверняка задумывалось как своеобразная реклама продукции Мануэля Висенса.
Но не все так просто - как и в любом другом произведении Гауди, декоративные элементы Дома Висенс насыщены богатой символикой.
Присмотритесь к изображениям бархатцев на керамической плитке: возникли они именно потому, что огромное количество этих цветов росло на участке, где планировалось строить дом.
А потрясающая кованая ограда с листьми хамеропса - растения семейства пальмовых? Произраставшая на участке старая пальма, которую в ходе строительных работ пришлось спилить, и послужила для Гауди источником вдохновения.
Величайший Творец, Природа, скромным подмастерьем которой Антони Гауди считал себя всю жизнь - присутствует в интерьерах Дома Висенс повсеместно: изображения аистов, фламинго и других птиц на притолоках и дверных косяках, нарисованный плющ на стенах, птица-мобиль, подвешенная к потолку и покачивающаяся в потоках горячего воздуха, кесонный потолок с расписной лепниной в виде веток черешни...
Гауди, кстати, смолоду отличался амбициозностью и никогда не страдал сомнениями по поводу собственной гениальности (что и правильно!), однако подчеркивал, что изобретать ничего не будет: все гениальное давно изобрела матушка-природа, а его задача - лишь научиться открывать ее секреты и использовать в своем творчестве.
Все эта роскошь дома Висенс: и черешня, и кесонные потолки, и мукарабы, украшающие интерьеры - очередная отсылка к Востоку с его умением извлекать из жизни максимум наслаждения.
Из той же оперы - курительный салон, одно из самых впечатляющих помещений в здании, где так удобно, разлегшись на сафьяновых подушках, покуривать кальян и уноситься мысленно в далекие и светлые дали!
Отсюда и сад с фонтаном, выполненный с характерным для Гауди блеском и ныне, к сожалению, сохранившийся только на фотографиях...
Да, люди в те времена понимали толк в эстетике бытия - то ли дело наш век голой, унылой функциональности! Кстати, до сих пор Дом Висенс - частное владение. В 1899-м году Долорс Жиральт, вдова Мануэля Висенса, продала дом крупному бизнесмену Антони Жовер-и-Пуйджу, и в дальнейшем здание принадлежало его наследникам, переходя из поколения в поколение.
Жаль, что участок, прилегающий к Дому Висенс, постепенно распродавали, оставив от него, в конце концов, самый мизер (именнно так часть ограды с пальмовыми листьми оказалась впоследствии в Парке Гуэля, где служит воротами главного входа).
В 1969-м дом Висенс был объявлен памятником архитектуры национального значения, в 2005-м - включен в список ЮНЕСКО. Думается, жить внутри музея такого уровня не очень-то комфортно. Что называется, "шаг вправо, шаг влево...". Так или нет, не знаю - в объектах ЮНЕСКО мне живать не приходилось. Но в 2007-м семья Жовер Херреро выставила дом на продажу.
А потом целых 7 лет на бескрайних просторах всемирной паутины нам встречались объявления о том, что жемчужина каталонского модернизма готова порадовать нового владельца за 35 млн евро. И ни центом больше! Всего 35 млн евро - и он ваш! Подумайте - жизнь коротка, искусство вечно! А что такое 35 млн (если они есть) в сравнении с вечностью?
Одним словом, дом активно продавали. Что характерно, значительная часть встреченных нами объявлений была именно на "великом и могучем", т. е., русском языке - что, по-видимому, оказалось совершенно правильной стратегией.
Дом продали! Возрадуйтесь, о поклонники великого и страшного Антонио: похоже, совсем скоро еще одним открытым для публики домом-музеем Гауди станет больше!
"La Vanguardia" от 30.01.2014 сообщила, что один из столпов банковского сектора соседнего с Каталонией карликового государства-оффшора Андорра - речь идет о MoraBanc - приобрел здание в собственность с дальнейшими намерениями сделать дом Висенс открытым для публичных посещений.
В кулуарах, кстати, поговаривают, что инициатором покупки дома Висенс выступил вовсе и не банк, а один состоятельный питерец, по поручению которого и была осуществлена сделка.
Понятно, детали сделки не разглашаются, но давайте не забудем забывать, сколь много россиян хранят деньги в налоговом оазисе - Андорре; давайте примем во внимание русскоязычную направленность компании по продаже - скорее всего, питерский след действительно вполне вероятен.
Впрочем - слухи, слухи, так что стопроцентно утверждать ничего не будем. Но если все же дела обстоят именно так - то и хорошо! Санкт-Петербург - культурная столица России. Кто этого не знает? А питерцы, соответственно - люди культурные, зла не учинят.
Что ж, все от продажи дома Висенс выиграли все: и бывшие владельцы, которые настойчиво продавали эту архитектурную жемчужину целых семь лет, и, безусловно, мы с вами: вероятно, уже в текущем, 2016-м, году, наступит момент, когда дом Висенс можно будет беспрепятственно посещать в любое время года, получая при этом огромное эстетическое наслаждение.
Дело в том, что Morabanc, по их собственному заявлению в прессе, намеревается превратить здание в еще один музей Гауди.
Было бы очень неплохо - ведь раньше лишь в один единственный день в году - 22-ое мая, день Святой Риты - дом Висенс распахивал свои двери для публики. Но это и понятно - люди там жили, между прочим.
Пока же могу сказать, что забираясь во время экскурсий в дебри района Грасиа, где на узенькой улице Каролинес и спрятался шедевр Гауди, мы наблюдаем закрытый лесами фасад, а из-за ограды доносятся характерные звуки стройки - значит, работы ведутся.
О более точных сроках открытия нового музея Гауди пока говорить, разумеется, рановато - придется несколько подождать. И подождем! А факт, согласитесь, весьма приятный для всех ценителей архитектуры.
15.10.2017. Спешу сделать добавление, поскольку в прессе появилась информация о том, что дом Висенс будет доступен для посещения именно в середине или конце ноября нынешнего, 2017-го, года. Как только это произойдет, мы будем в числе первых посетителей - и сразу же поделимся подробной и достоверной информацией о том, что увидели.
12.01 2018. Дом Висенс работает в качестве музея, был неоднократно нами посещен, как по работе, так и для собственного удовольствия, и, на наш взгляд, всячески заслуживает посещения. Это Гауди, пусть и в самом начале головокружительного взлета - и этим всё сказано!
Write a comment