Монсеррат - главная не только религиозная, но и мистическая святыня Каталонии. Антонио Гауди - каталонский архитектор, с именем которого у большинства людей во всем мире сегодня ассоциируется столица Каталонии - Барселона.
Известна и доходившая до фанатизма набожность каталонского зодчего, которая с годами только набирала силу и была окрашена приличной долей мистицизма, окружавшего одинокое бытие Гауди.
Из всего вышесказанного неминуемо следует, что аббатство Монсеррат и Антонио Гауди попросту не могли существовать в параллельных, непересекающихся вселенных.
Они и не существовали - не пересекаясь. Как и всякий каталонец, Антонио Гауди регулярно бывал в этом святом, славном чудесами горном монастыре, расположенном в полусотне километров от Барселоны. Как и всякий каталонец, Гауди возносил молитвы Монсерратской Мадонне, прося, думается, помощи небесных в главном деле своей жизни - возведении Храма Святого Семейства.
Кроме того, будучи архитектором, Гауди неоднократно принимал участие в реставрации монастырского комплекса, начатой в 1876-ом г. и вызванной, прежде всего, разрушениями, причиненными аббатству французами во время Наполеоновских войн, а также последующими несчастьями, на которые и вообще был богат 19-ый век.
Не так давно стало известно, что в том же 1876-ом молодой Антонио Гауди провел на территории монастыря Монсеррат в общей сложности 71 с половиной час за конкретным и требующим полной концентрации занятием - однако вовсе не за молитвой, как можно было бы предположить.
В те времена Гауди не отличался чрезмерной набожностью, которая вошла в жизнь архитектора вместе с проектом Саграда Фамилия - на деле молодой специалист, трудившийся помощником у маститого архитектора Франсеска де Паула Вильяра де Лозано, выполнял рисунки и планы церкви Санта Мария де Монсеррат с учетом ее грядущей реставрации.
На этих документах, обнаруженных совсем недавно, отстутствует подпись Гауди (который в те времена был еще студентом и диплома архитектора, естественно, не имел), однако выполнены они, несомненно, его рукой. (Всегда говорю о таком с гордостью и особенно это подчеркиваю - в рамках борьбы с широко распространенным и крайне нелепым заблуждением, что Гауди ни рисовать, ни чертить не умел и никогда этим не занимался:)).
Разумеется, сегодня невозможно сказать, сколько в этих рисунках и планах реставрации собственно от Гауди, а сколько - от его руководителя и наставника Франсеска Вильяра - однако с уверенностью можно сказать, что отношения между Вильяром и молодым Гауди решительно не заладились. Об этом красноречиво свидетельствуют дневниковые записи Антонио Гауди, сделанные им в этот период.
Интересно, что пути Гауди и его прежнего наставника пересеклись и еще раз, и по гораздо более значительному поводу. В 1883-м году Вильяр покинул проект Храма Святого Семейства в Барселоне, главным архитектором которого являлся. Причиной стали непеодолимые разногласия между Вильяром и заказчиком - барселонским книготорговцем Жозепом-Марией Бокабелья.
А на смену Вильяру был взят никто иной, как Антонио Гауди, которому, как мы знаем, предстояло кардинально этот проеект изменить и в итоге превратить его в самый знаминитый долгострой современности! Да, воистину - пути Господни неисповедимы...
Что касается рисунков и планов для реставрации церкви на Монсеррат - о том, что автором их выступил именно Антонио Гауди, было известно всегда. Однако оригиналы, как считалось, бесследно исчезли. Их совершенно случайно обнаружили в 2004-ом - и в состоянии далеко не идеальном.
Интересно, что планы эти были реализованы лишь частично. Многое из запланированного пришлось упростить, а кое-что и отменить вовсе: аббат Мунтадес, выступивший закзчиком реставрационных работ, умер, а сменивший его Жозеп Деас посчитал расходы на реставрацию непомерно высокими.
Архитектор Франсеск Вильяр-и-Лозано, в конце концов, не смог найти общий язык с руководством монастыря и покинул и этот проект, и заканчивал работы его сын, также архитектор - Вильяр-и-Кармона.
В 1870-ом году образ Девы Монсерратской поместили в тронный зал, поскольку, по мнению руководства монастыря, это пространсство и так выглядело "более, чем достойно". В 1896-ом художник Жоан Льимона расписал своды Заалтарной капеллы, и работы были завершены.
Эта была одна из многочисленных реставраций обители - и далеко не последняя. И Антонио Гауди не раз еще участвовал в восстановлении знаменитого мтонастыря - о чем мы обязательно впоследствии побеседуем.
Write a comment