В 1901 году Пере Кампинс Барсело, епископ Пальма де Мальорка, обратился к Антонио Гауди с просьбой принять участие в реставрации знаменитого кафедрального собора Пальмы - настоящего шедевра готической архитектуры. Архитектор, невзирая на обычную занятость, был рад возможности поучаствовать в религиозном проекте. Реставрационные работы растянулись на долгих десять лет и, в конце концов, так и не были завершены.
После того, как Пере Кампинс Барсело умер, новый прелат попросту уволил Гауди, причиной чему была разница во взглядах между церковным руководством и архитектором на реорганизацию пространства в центре нефа, занимаемого хорами.
Проект Гауди сочли слишком новаторским, выбивающимся далеко за рамки как готического, так и ренесансного стиля, свойственного пространству до вмешательства барселонского зодчего.
Тем не менее, свой след в нынешнем облике собора Гауди оставил - и весьма заметный. В работе архитектору помогали Жоан Рубио, Висенс Вилларубиас, Жоаким Торрес-и-Гарсия, а также Жозеп Мария Жужоль.
Гауди представил проект, в котором предлагались следующие изменения: убрать запрестольные образы, чтобы освободить клирос, и перенести сюда хоры из центра нефа; сделать новые амвоны, соорудить монументальный балдахин над главным алтарем, размуровать веками заложенные готические окна, чтобы усилить освещение алтарной зоны храма; дополнить убранство церкви мебелью и картинами, а также установить в капелле за алтарем надгробия королей Мальорки Жауме II и Жауме III.
В 1903 году после утверждения капитулом предложенных реставрационных работ архитектор с помощником прибыли на Мальорку и вплотную занялись реставрацией. Одной из самых интересных идей в ходе этого "барселонского вторжения" стала идея заменить старые витражи на новые, выполненные с применением разработанной Гауди трехцветной техники, или трихромии.
Технология заключалась в сложении трех слоев стекла, окрашенных в основные цвета, которые, по мере прохождения сквозь них солнечных лучей, давали производные цвета, позволяя получить желаемую окраску с различными цветовыми переходами.
Витражи спроектировал Торрес Гарсия, а изготовителями выступили крупные барселонские фирмы "Сыновья Е. Р. Амиго" и "Ригальт, Гранель и Co". В наши дни заготовки для некоторых (незавершенных) витражей, выполненных практически в экспрессионистской манере, можно увидеть в капелле Сан Бернардо.
Гауди, кроме всего прочего, обеспечил и электрическое освещение собора, включая светильник-венец тонкой работы и двенадцать канделябров. Были выполненые многочисленные образцы мебели и религиозной утвари, каждый из которых несет на себе печать новаторства, и, что уж греха таить, несколько контрастирует с остальным убранством храма.
Впрочем, в этом контрасте и заключается несомненное очарование работы Гауди - а тот факт, что все усилия архитектора и его команды были продиктованы глубокой религиозностью "барселонского десанта", ощутим с первого взгляда.
Вообще, о пребывании архитектора на Мальорке ходит немало историй, одна из которых касается ближайшего помощника Антонио Гауди - Жозепа Марии Жужоля, который поместил на креслах хоров надпись: "La Sang d'Ell sobre nosaltres" (На нас Его кровь) - что категорически не понравилось заказчикам, воспринявшим это на свой счет.
Члены Капитула были глубоко оскорблены и даже обижены, восприняв это как нелицеприятный намек - что, вкупе с общей полемикой, которая присутствовала все время, пока велись работы по реставрации (1904 - 1914) и привело к увольнению архитектора в то время, когда проект был еще далеко не завершен.
Тем не менее, прогрессивное общественное мнение весьма позитивно восприняло реставрацию собора, видя в ней не только обновление церковного интерьера, но и возрождение религиозного духа. Подтверждением тому служат слова падре Микеля Коста Льобера из письма 1909 г.: "В реставрации собора Пальма де Мальорка Гауди во всей полноте проявил свое религиозное чувство".
Резюмируя, нужно признать: хотя работа не была завершена, что не дает возможности увидеть плоды усилий Гауди в том виде, в каком они были изначально задуманы, сегодня элементы реставрационных работ, которые все-таки были выполнены, заслуживают первостепенного интереса и производят глубокое впечатление.
Способствует этому и сам собор - один из грандиознейших и крупнейших в мировой готике. Посему, будучи на Пальме, не пропустите эту главную достопримечательность города - и нисколько не будете разочарованы!
Write a comment