Картина "Кресло Гогена" была написана Винсентом Ван Гогом в декабре 1888 года и в настоящий момент принадлежит коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме. Эту вещь можно и нужно воспринимать как парную еще одной работе того же периода, написанной месяцем раньше - "Стул Винсента с трубкой".
Помимо схожести названий и главных объектов, общим для обеих работ является то, что через этот предметы интерьера Ван Гог дает характеристику их отсутствующим владельцам, то есть, себе и Полю Гогену.
Отметим, что в отличие от стула Ван Гога, который гораздо более прост и, соответственно, менее удобен, кресло Гогена - с подлокотниками, с мягким превосходным сиденьем, и, что немаловажно, кресло этот не входит целиком в пространство картины, как будто норовя раздвинуть его ближайшей к зрителю ножкой.
В этом, несомненно, содержится отсылка к характеру Поля Гогена - упрямому, эгоистичному и привыкшему доминировать в любом общении, в чем Винсент Ван Гог к декабрю 1888-го имел возможность прекрасно убедиться лично.
Чтобы лучше понимать контекст, вспомним некоторые детали биографии Ван Гога. Винсент Ван Гог переехал в Арль в ферале 1888-го года, чтобы приступить к осуществлению своей давнишней мечты о создании своего рода колонии художников, которые смогут работать сообща и делиться друг другом своими мыслями на предмет творчества - что, по мнению Ван Гога, должно было принести только пользу. Первым шагом было найти дом и открыть студию - так в жизни Ван Гога появился "Желтый дом" по адресу площадь Ламартин, № 2, снятый за 15 франков в месяц.
Вторая часть плана заключалась в том, чтобы заставить другого художника остаться с ним и рисовать. В предыдущем году, в 1887 году, Поль Гоген переехал в Париж, где познакомился с Винсентом. Брат Винсента Тео, торговец произведениями искусства, представил художников друг другу. Винсент уважал Гогена и считал его идеальным художником для совместной работы в Арле. После некоторых уговоров, предпринятых Тео, Гоген согласился и прибыл в Арль 23 октября рано утром.
Поначалу художники прекрасно ладили. Они вместе ели, вместе пьянствовали, вместе ходили к "девочкам" и вместе рисовали, оставаясь практически неразлучными. Оба были увлечены импрессионизмом и рисовали одни и те же предметы, демонстрируя друг другу, как два художника могут по-разному показать одну и ту же сцену.
Идиллия, однако не продлилась долго. Начались творческие разногласия, а поскольку ни один не хотел уступать другом, совместное существование осложнялось частыми ссорами и становилось все более и более в тягость.
Гоген стал подумывать о том, чтобы уехать, а Ван Гог одновременно и желал, и боялся этого. Все зависело от настроения и количества выпитого: иногда Винсент ощущал прежнюю привязанность к своему товарищу, а иногда ненавидел его лютой ненавистью.
К декабрю решение Гогена покинуть Винсента созрело окончательно. Он написал другому художнику: «Пока я остаюсь здесь, но готов уйти в любой момент». Наконец, 23 декабря Винсент спросил Гогена, собирается ли он уезжать, и, когда Гоген ответил «да», Винсент ощутил внезапную и острую пустоту внутри.
Не говоря ни слова, он вырвал из газеты попавший ему на глаза фрагмент заголовка, гласивший "Убийца сбежал", и так же молча протянул этот клочок бумаги Полю Гогену. После ужина Гоген вышел на прогулку. Едва успев отдалиться от "Желтого дома" на десяток метров, он услышал за спиной приближающиеся шаги Винсента.
Повернувшись он увидел Ван Гога, быстро идущего к нему с бритвой в руке. Зрелище это совершенно Гогену не понравилось - и мы прекрасно его понимаем! Впрочем, не дойдя до оппонента нескольких шагов, Винсент внезапно остановился, опустил голову, повернулся, и так же быстро ушел в обратном направлении.
Решив не испытывать судьбу, Поль Гоген предпочел переночевать в отеле. Что до Ван Гога - тем же вечером, в районе 22:00, он снова схватился за бритву и совершил членовредительство, отрезав себе мочку уха. Позже полиция онаружила кровь в разных местах квартиры, кровавые отпечатки рук Винсента на стенах и валявшиеся повсюду пропитанные кровью тряпки.
Отрезанную часть уха Винсент завернул его в газету. Кое-как перевязав рану и надев шляпу, он вышел из дома и привычной тропою направился в близлежащий бордель, где вручил завернутую в газету мочку уха проститутке по имени Рейчел, наказав остолбеневшей от ужаса девице "тщательно охранять этот объект".
Утром следующего дня Гоген, решивший вернуть в "Желтый дом" нашел там полицию, окруженную топлой зевак. Полицейские обнаружили Ван Гога в залитой кровью постели и поначалу посчитали его мертвым решив, что художник совершил самоубийство - однако выяснилось, что он спит тяжелым похмельным сном.
Убедившись, что Ван Гог жив, Поль Гоген мигом собрал пожитки и уехал в Париж, а Ван Гог был доставлен в клинику для умалишенных, где, придя в себя, постоянно твердил о "своем друге Поле", и просил увидеться с ним. Бедняга, он надеялся, что дружбу еще можно спасти, и мечтал о том, как они с Гогенам снова будут работать и жить вместе - чему, увы, не суждено было случиться.
Таким образом, картина "Кресло Гогена" написана, как видим, в непосредственно предшествующий катастрофе период. Именно "катастрофе" - после случая с мочкой ухой Ва Гогу уже не суждено было оправиться. И вовсе не потому, что он угодил в психиатрическую клинику, и не потому, что совершенно противопоказанный ему алкоголь, сопровождавшийся алкогольной эпилепсией и психозом, разрушал его все необратимее - нет!
"Катастрофой" этот случай стал потому, что с уехавшим, а точнее, бежавшим Гогеном для Винсента умерла последняя его мечта, наполнявшая его жизнь смыслом и целью - мечта о колонии свободных художников. Отнимите у человека мечту - и ему незачем станет жить. А как только он поймет, что ему незачем жить - организм услужливо сделает все остальное: то есть, запустит механизм самоуничтожения. Нечто подобное произошло и с Ван Гогом.
Самое удивительное в этом то, что агонизирующий и скорый, действительно подобный катастрофе закат Ван Гога был отмечен большим числом поистине прекрасных работ - лучших, что были созданы художником за жизнь.
Статьи по теме:
Write a comment