Одна из самых жутких и леденящих кровь барселонских былей связана с внешне безобидным памятником генералу Жозепу Морагесу, который вы легко найдете на Pla de Palau, прямо перед зданием Мореходной школы. Генерал Морагес (1669 - 1715), о внешности которого не сохранилось никаких свитдетельств, представлен в виде красивого мужчины байронической внешности - да, воможно, и был таким. Однако главное заключается в том, что нынешний памятник расположен практически на том же месте, где целых 12 лет, выставленная в клетке на всеобщее обозрение, находилась его голова!
Но обо всем по порядку. Генерал Морагес - каталонец родом из Сант-Илари де Сакальм, принявший самое деятельное участие в Войне за испанское наследство. Подробнее об этом всеевропейском конфликте и каталонском участии в нем можно прочитать в статье "Парк Цитадель", здесь же, чтобы не отходить от темы, ограничимся парой предложений.
После того, как в 1 700 году законным наследником престола Испании стал Фелипе Пятый Бурбон, Англия, Голландия, Савойя и Австрия в высшей степени расстроили и, объединившись в альянс, вступили в войну с Фелипе Пятым, подбив Каталонию выступить на их стороне.
Каталония с пугающей легкостью, согласилась, поверив обещаниям союзников - а зря. После почти полутора десятков лет военных действий "высокие воюющие стороны договорились между собой", и союзники самым наплевательским образом бросли маленькую доверчивую Каталонию на произвол судьбы.
В итоге все закончилось 13-месячной осадой Барселоны, в ходе которой защитники города проявили чудеса героизма, однако были вынуждены, в конце концов сдаться, что случилось 11 сентября 1714 года.
Фелипе Пятый Бурбон победил - и вел себя в отношении Каталонии, как и подобает победителю. Начались закономерные и ожидаемые репрессии.
Генералд Жозеп Морагес, принимавший деятельное участие в войне в целом и в осаде Барселоны в частности, после поражения укрылся в своем имении в городке Сорт в Пиренеях, где старался держаться подальше от политике и жил, не скрываясь. Непонятно, на что он рассчитывал - поскольку в скором времени новая бурбонская власть разыскала мятежника в дремучей каталонской глуши, конфисковала его архив, предварительно допросила и поместила под домашний арест.
Справедливо опасаясь, что домашний арест быстро сменится настоящим, Морагес решил перебраться на Майорку, которая пока еще не признала Фелипе Пятого своим королем. Однако ему не повезло: капитан корабля, вышедшнего из порта Барселоны, узнал Морагеса, и, опасаясь неприятностей, высадил его на берег.
Какое-то время Морагес скрывался на горе Монжуик, однко вскоре был предан, схвачен и помещен в тюрьму. Это случилось 22 марта 1715, а через месяц с небольшим, 27 мая, Хозепа Морагеса пытали, судили и публично казнили.
Босиком, в одном лишь рубище кающегося грешника, его, привязанного к лошади, проташили традиционным палаческим маршрутом, а по возвращении к эшафоту обезглавили и четвертовали. Голову его поместили в железную клетку и повесили на всеобщее обозрение между двумя дверями Морских Ворот Барселоны, местоположение которых в точности соответствовало нынешнему расположению Мореходной Школы.
Клетка с головой Морагеса была снабжена табличкой, на которой значилось: «Iosephus Maragas ob Pentenratum iteratae rebellionis scelus, bis Regis clementiam abusus, tertio tandem iustitiam periclitatus et expertus» ("Жозеп Морагес, совершивший двойной преступление, дважды злоупотребивший королевской милостью, в третий раз арестованный и казненный по законам испанского правосудия").
Отметим, до того такой вид "посмертного наказания" применялся лишь к самым отъявленным испанским бандитам - "бандолерос", но никак не к людям благородного происхождения, к числу которых принадлежал Морагес.
На этом, однако, история не закончилась. Вдова Морагеса Магдалена де Жиральт приложила все усилия, чтобы вернуть голову казненного мужа и похоронить ее согласно христианской традиции. Однако ее настойчивость привела к тому, что сама она была в январе 1720 года арестована и заключена в тюрьму. Имущество ее конфисковали, и вплоть до 1725 года она находилась в заключении.
7 июня 1725 года император Карл VI и Фелипе V подписали Венский мирный договор, который официально положил конец Войне за испанское наследство и в статье 9 устанавливал освобождение всех заключенных - лишь после этого Магдалена Жиральт оказалась на свободе.
Первым делом женщина отправилась к Морским Воротам Барселоны - и убедилась, что голова ее мужа (точнее, череп, покрытый клочьями полуистлевшей кожи) по прежнему там.
И снова Магдалена принялась добиваться своей цели - чтобы ей отдали голову мужа. Не вдаваясь во все подробности, скажем, что это стало возможным лишь благодаря участию высоких покровителей - да и то не сразу. Лишь в феврале 1727 года ей отдали, наконец, голову мужа, мятежного генерала Жозепа Морагеса.
Памятник Морагесу был установлен на Пла де Палау в 2013 году, автор работы - Роза Мартинес. Надпись на постаменте гласит: "Барселона генералу Морагесу, герою и мученику Каталонии".
Сегодня генерал - одна из икон движения за независимость Каталонии, хотя популярность его не может сравниться с широчайшей славой его соратника и современника - Рафаэля Казановы, который после поражения Каталонии в Войне за испанское наследство не только не был казнен, но и смог спокойно заниматься адвокатской деятельностью. Поистине, пути судьбы неисповедимы.
Статьи по теме:
Write a comment