Картина "Геодезический портрет Галы" была написана Сальвадором Дали в 1936-ом году, в самый разгар сюрреалистического периода в творчестве художника - хотя, на первый взгляд, никакого особенного "сюрреализма", а точнее, свойственных Сальвадору Дали сюррелистических приемов, мы в нем не найдем.
Конечно же, они есть - но остаются, что называется, "за кадром". В частности, этюд к картине "Геодезический портрет Галы" очень ясно дает понять, каким мог бы быть "двойной образ", легший в основу этой картины - если бы Дали не решил оставить в окончательном варианте только одну его часть.
Этюд показывает, что отправной точкой в работе над картиной для Дали послужило сходство Галы со спины с архитектурным сооружением с лестницей и куполом, очень напоминающим необычный, "под старину", головной убор Галы, который в реальной жизни, скорее всего, не существовал - во всяком случае, ни на одной их фотографий или картин Дали он больше не встречается.
Интересно, что и на куполе (этюд) и на головном уборе Галы просматривается подкова. Сам Дали объяснял ее наличие в картине так:
"Лошадиная подкова к картине - это символ нашей с Галой удачи, выступающий, кроме того, в качестве полумесяца, часто сопровождающего изображение Елены Прекрасной". Здесь Дали напоминает нам о том, что настоящее имя Галы было все-таки Елена, что давало Дали прекрасную возможность отождествлять ее с самой известной из Елен - Еленой Прекрасной.
Но если головной убор Гала и вымышлен, то ее жакет - один из самых любимых в то время - прекрасно знаком нам по целому ряду картин Сальвадора Дали: "Анжелюс Галы", "Постоянство хорошей погоды", "Гала и "Анжелюс" Милле, ожидающие прибытия конических анаморфоз".
Опять же, интересно отметить, что в окончательном варианте Дали решил оставить всего лишь половину "двойного образа". Разумеется, это лучшая половина (Гала), но возникает вопрос: почему?
Ведь в 1945-ом Дали написал известную картину: "Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело...", где и Гала, и архитектурное сооружение, вызванное ее образом, присутствуют в пространстве полотна одновременно - и это, прошу заметить, было сделано в то время, когдю сюрреализм для Дали стал практически "отработанным материалом". И, вдруг, на пике сюрреалистического творчества он поступает ровно наооборот. Загадка?
Думается, нет. Обратим внимание на интересный эффект - если удалить из этой картины двойной образ, присутствующий в эскиз, перед нами остается абсолютно классическое полотно! Классическое и реалистичное от начала до конца!
Дали никогда не скрывал своего пристрастия к академической живописи, которое после возвел почти в абсолют, и картиной "Геодезический портрет Галы" он очень ясно дает это понять - бросая тем самым очередной вызов своим недавним коллегам-сюрреалистам.
В настоящий момент картина "Геодезический портрет Галы" (21 Х 27 см, масло, дерево) находится в коллекции музея Yokohama Museum of Art (Япония).
Статьи по теме:
Путеводитель по Театру-музею Дали в Фигерасе
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment