Герника - одна из самых известных картин Пабло Пикассо, написанная художником в период с мая по июнь 1937 года и принадлежащая ныне коллекции Музея королевы Софии в Мадриде. Название картины является прямой отсылкой к бомардировке баскского города Герника силами немецкого легиона "Кондор" 26 апреля 1937 во время гражданской войны в Испании.
Картина была заказана Пикассо правительством Второй Испанской республики для экспонирования в испанском павильоне во время Международной выставки 1937 года в Париже с целью привлечь внимание публики к бедственному положению республиканцев на фронтах.
В 1940-хх, когда в Испании была установлена военная диктатура генерала Франко, Пабло Пикассо предпочел оставить картину в Музее современного искусства в Нью-Йорке, выразив при этом намерение вернуть "Гернику" в Испанию лишь после того, как в стране будет восстановлен демократический строй.
Демократия вернулась на испанскую землю уже после смерти Пикассо, в 1981 году - а вместе с нею вернулась и "Герника" которая была сначала представлена публике в Casón del Buen Retiro, а затем, в 1992-ом году, поступила в экспозицию Музея королевы Софии в Мадриде, где находится и поныне.
В наши дни не существует однозначной и общепринятой интерпретации "Герники", поскольку стиль этого монументального (как по значению, так и по размеру) полотна весьма символичен, и некоторые образы допускают вероятность множественных прочтений. Что до художественной ценности "Герники" - сегодня она вряд ли может быть кем-то оспорена. Этому, безусловно, поспособствовал самый разнообразный контекст, которым картина "обросла" за десятилетия после ее написания, из произведения искусства превратившись в социально значимое явление.
Сегодня "Герника" Пикассо не только считается одной из "главных" картин 20-го века, но воспринимается как универсальный символ ужасных страданий, которые причиняет людям война.
Бомбардировка Герники
C 16:30 по 18:45 несколько групп самолётов (основной ударной силой были Юнкерс Ю-52) сбросили 50- и 250-килограммовые бомбы (в том числе и зажигательные) на баскский город Герника с населением около 3 700 человек. Кроме того, как утверждается, в ходе налета пулемётным огнем уничтожались бойцы республиканской армии и гражданское население.
В результате бомбардировки возник пожар, который уничтожил большую часть города из-за запоздалого прибытия и неадекватных действий пожарных из Бильбао. Именно пожар, а не непосредственно авианалёт и причиненные взрывами бомб разрушения, и явился главной причиной катастрофы, уничтожившей 75 % построек Герники.
Наиболее близкая к реальности цифра погибших непосредственно в ходе бомбардировки оценивается в 150—250 человек. Кроме того, около 600 человек умерло в больнице города Бильбао, куда были доставлены многие пострадавшие из Герники и окрестностей.
Республика, положение которой на фронтах Гражданской войны (1936 - 1939) с каждым днем ухудшалось, постаралась сделать все, чтобы бомбардировка Герники получила как можно более широкий общественный резонанс, и с этой целью обратилась с заказом к Пикассо, который на тот момент уже успел приобрести всемирную известность и признание, как художник.
Описание картины "Герника"
Герника - поистине огромное творение мэтра из Малаги, написанное маслом на льняном и джутовом холсте, размеры которого составляют, ни много ни мало, 776,6 см х 349,3 см! Несмотря на название картины и обстоятельства, при которых Пикассо получил заказ на написание "Герники", нет оснований однозначно утверждать, что темой картины является именно бомбардировка Герники.
Учитывая символический, а не повествовательный характер изображенного, она в равной степени может относиться как к конкретной военной акции, так и к абстрактному неприятю любых военных действий вообще - и, думается, именно второе значение прежде всего вкладывал в "Гернику" сам Пикассо.
Следует отметить, что "Герника" написана с использованием весьма скупой палитры: черного, белого и различных оттенков серого цвета (эдакий авангардный "гризайль"), что, с одной стороны, напоминает о газетных полосах, где публиковались военные новости той поры (в некотором смысле, картина Пикассо и есть такой "репортаж с места событий"), а с другой может служить визуальным выражением мрака, жестокости и бездушности, которые неизбежно несет война.
Композиция картины организована по принципу триптиха, центральная панель которого занята умирающей лошадью и женщиной, несущей лампу, а по сторонам расположены: справа - горящий дом с кричащей женщиной, слева - бык и женщина с мертвым сыном.
Однако триптих - не единственный принцип пространственного расположения персонажей и объектов в "Гернике". Фигуры организованы в виде треугольников, наиболее важным из которых является центральный, в основе которого находится распростертое тело мертвого воина, а в вершине - лампа.
Бык. Бык с темным туловищем и белой головой присутствует в левой части "триптиха" и выглядит довольно бесстрастным на фоне творящегося вокруг смертоубийственного хаоса. Когда самому Пикассо задали вопрос по поводу символического значения этого персонажа, Пабло ответил, что "бык символизирует жестокость и тьму". Не исключено (как это не раз бывало в случае с другими работами Пикассо, что бык, отстранненно созерцающий ужасные события, в некотором смысле является автопортретом самого художника.
Мать с мертвым сыном. Мать расположена под быком - с лицом, повернутым к небу, в жесте крайнего страдания, отчаяния и боли. Язык её остер, как стилет, а глаза выполнены в виде капель слез. У ребенка, напротив, зрачки отсутствуют, что свидетельствует о том, что он мертв. Иконографической моделью для матери с мертвым ребенком, по мнению критиков, послужила Пьета: традиционное для христианства изображение Девы Марии с мертвым Иисусом на руках.
Голубь. Голубь расположен между быком и лошадью, на высоте их голов, и с первого взгляда не заметен, ибо тушка его, за исключением белой яркой полосы, по цвету практически идентична фону. У голубя поникшее крыло и вздернутая голова с открытым клювом. Традиционно его принято считать символом нарушенного мира. Однако это может быть и аллегория музыки - одного из искусств, уничтоженных военными мятжениками в ходе бомбардировок Мадрида.
Мертвый воин. На самом деле появляются только остатки головы, целой руки или правого предплечья и левого предплечья. Одна рука погибшего воина вытянута, в другой находятся сломанный меч и цветок. Ряд исследователей полагают, что это аллегория уничтожения еще одного вида искусства - скульптуры (воин - деревянная скульптура, из которой, после ее разрушения, прорастает цветок.) Однако такая трактовка кажется слишком уж "заумной".
Сломанный меч очевидно указывает на тяжелое положение Республики на фронтах, а цветок символизирует как их благие намеренеия (битва во имя справедливой жизни), так и окончательное торжество жизни над смертью, а сила Добра - над силами Зла.
Электрическая лампочка. Один из самых интригующих образов картины "Герника". Может символизировать научный прогресс, неизбежным следствием которого является и прогресс в военной сфере, ведущий к появлению все более изощренных способов убийства человеком себе подобных - доказательнством чему послужила бомардировка Герники. Визуально, кстати, она воспринимается как "Всевидящее око" - еще один христианский символ. Лампочка-Око это чем-то сродни быку - по общему ощущению явной отстраненности от запечатленных на холсте картин страданий и горя.
Лошадь, имеющая обширную вертикальную рану в боку, из последних сил пытается не упасть, однако конец ее предрешен. Интересно, что язык лощшади также напоминает стилет, а конец морды и верхние зубы образуют человеческий череп.
Принято считать, что лошадь символизирует как невинных жертв войны, так и, возможно, искусство (вспомним крылатого коня Пегаса). Возможно, таким образом, Пикассо рассказывает о том, что бесценные произведения исксства из Пинакотеки Прадо пришлось вывозить и прятать ввиду неминуемого падения Мадрида под натиском сил мятежников.
Женщина в нижней части картины справа, с кровоточащей ногой и в нелепом головном уборе напоминает еще одну любовницу Пабло - Дору Маар, которую художник частенько изображал плачущей и в нелепых головных уборах.
Женщина с лампой, явно находящаяся в состоянии шока и идущая вперед с невидящим взглядом, интерпретируется как аллегория Республики, однако в то же время наппоминает Мари-Терезу Вальтер, какой изобразил ее Пикассо в скульптуре "Женщина со стаканом", таже предоставленной им для Испанского павильона во время международной выставки в Париже.
Горящий дом. Пикассо умудряется с помощью простых линий подчеркнуть выразительность каждой детали своих персонажей. Дом становится еще одним намеком на разрушаемое изобразительное искусство - в данном случае, на архитектуру.
Умоляющий человек. Человек, смотрящий в небо и словно умоляющий самолеты прекратить бомбардировки, вдохновлен картиной Гойи «Третье мая 1808» в Мадриде. Это художественный способ сказать войне «хватит»! По мнению Визедо, у этой фигуры женская грудь, она прыгает, летает или танцует с овальными крыльями с обеих сторон.
Визедо полагает, что таким образом Пикассо изобразил Ольгу Хохлову, русскую балерину, его жену, которую он сжигает, «чтобы забыть» и которую в начальные моменты работы над "Герникой" он и вовсе поместил на костер. Решая, таким образом, проблемы личного характера с помощью искусства, Пикассо одновременно указывает на разрушение еще одного вида искусства - танца.
Принято считать, что уже тогда "небедный" Пикассо в случае с "Герникой" выступил в роли полного бессребренника - однако это не так. Известно что после первой выплаты в размере 50 000 франков (на "кисти, краски и холсты") Пикассо получил от Испанской Республики вторую выплату в размере 150 000 франков. Хотя любят повторять, что Пикассо взял ровно столько, сколько потребовалось, чтобы покрыть расходы - вряд ли это является правдой.
Достаточно сказать, что полученная Пикассо сумма составила 15% от общей стоимости испанского павильона, и в девять раз превзошла максимальную цену, которую Пабло когда-либо получал до того за свое произведение искусства. Кстати, сохранившаяся квитанция об уплате этой суммы художнику и позволила спустя десятилетия заявить о праве собственности на картины, а затем и вернуть ее на в Испанию.
Следует отметить, что посетитили Испанского павильона абсолютно картину не приняли: по словам Ле Корбюзье, "Гернике" приходилось видеть в основм их недовольные спины. Зрители были исполнены негодования, шока, возмущения или презрения при виде творения Пикассо - и уж точно не почтения и любви. Так уже было однажды с "Авиньонскими девицами" - и каков итог?
Статьи по теме:
Музей Пабло Пикассо в Барселоне
"Авиньонские девицы" Пабло Пикассо - интересные факты
Первое жильё семьи Пикассо в Барселоне
Write a comment