Картина "Девушка из Фигераса" была написана Сальвадором Дали в 1926-ом и находится в наши дни в постоянной экспозиции Театра-музея Дали в Фигерасе (Зал Сокровищ). Впервые на публике "Девушка из Фигераса" была представлена во время второй персональной выстаки Дали в галерее Жозепа Далмау в Барселоне, проходившей с 31 декабря 1926 по 14 января 1927, где заслужила лестные отзывы барселонской авангардной критики, усмотревшей в этой работе юного Дали несомненные признаки творческой эволюции.
Примечательно, что сам Дали, последние 5 лет своей жизни проживший в собственном Театре-музее (в Башне Галатеи), нередко вспоминал это полотно раннего периода с большой теплотой и ностальгией, и был безмерно доволен, когда "Девушку из Фигераса" удалось вернуть и включить в постоянную экспозицию музея.
"Девушка из Фигераса" - описание картины
Картина написана Сальвадором на террасе дома на Рамбла Монтуриоль, где проживала в те годы семья художника, а нижний уровень служил офисом отцу Дали, нотариусу по профессии. Вид, открывающийся с террасы этого довольно высокого, по меркам Фигераса, здания, запечатлен художником в точности. И сегодня на подъезде к Фигерасу мы видим встающие за ним Пиренеи, от которых родной город художника отделяют всего два десятка километров.
Плоская и вытянутая (я бы сказал, "блюдцевидная") форма облаков - очевидный признак того, что на долину Ампурдан, где расположен Фигерас, во всей своей безудержной ярости вот-вот обрушится трамонтана - злой северный ветер, бич здешних мест. Трамонтана - весьма своеобразная и довольно мрачная особенность долины Ампурдан. В этот ветер интересно угодить проездом (хотя вам и будет казаться, что машину вот-вот сдует с трассы) однако "сожительствовать" с трамонтаной постоянно - психологически непростое занятие.
Местные жители обречены существовать с этим ветром всю жизнь, но так и не успевают к нему привыкнуть. Ветер этот не любят и боятся: в своем грозном и опустошающем реве он несет мысли о бесползености существования, бренности всегло земного и неизбежной смерти. Именно эта деталь - предчувствие близкой трамонтаны - рождает ощущение смутной тревоги, которой, кажется, не должно быть при виде идллической картинки на переднем плане: пышущей здоровьем девушки, занятой шитьем.
Интересно, что "Девушка из Фигераса" - почти единственный случай, когда в качестве модели Сальвадор Дали использовал не родную сестру Ану-Марию, а фотографию из модного журнала. Можно даже с уверенностью предположить, что речь не об одной конкретной фотографии - образ, скорее всего, собирательный и подогнанный под стандартный эстетический канон той поры. На эту обобщенность и плакатно-журнальную искусственность женского персонажа намекает и ненавязчивая реклама марки Ford - приглядевшись, мы легко обнаружим ее в правой части картины, рядом с головой девушки.
"Девушка из Фигераса" была показана Пикассо во время первой встречи с ним
С картиной "Девушка из Фигераса" связан чрезвычайно важный эпизод в жизни Сальвадора Дали. В 1926-ом Дали с треском вышибли из Академии изящных искусств в Мадриде, и, по причине внезано образовавшегося у него свободного времени, художник смог впервые побывать с тетушкой Катериной (своей мачехой) и сестрой Аной-Марией в Париже. Во время этой поездки состоялось важнейшее для юного Дали событие - знакомство его с Пабло Пикассо. Вот как рассказывает об этом сам Дали в своей "Тайной жизни":
"Я приехал к Пикассо на улицу Ла Боети такой взволнованный и почтительный, как будто был на приеме у самого папы.
— Я пришел к вам прежде чем посетить Лувр, — сказал я ему.
— И правильно сделали, — ответил он.
Я принес бережно упакованную маленькую картину «Девушка из Фигераса». Он рассматривал ее в течение четверти часа и не сделал ни одного комментария. Потом мы поднялись на верхний этаж, и Пикассо показал мне множество картин. Он ходил взад-вперед, таскал огромные холсты и устанавливал их на мольберте. В загроможденном хаосе мастерской он находил все, что хотел показать мне, совершая титанический труд для меня одного. С каждым следующим холстом он бросал на меня такой мудрый и живой взгляд, что я вздрагивал. Я уходил, также не сказав ни слова. На пороге мы обменялись взглядами, означавшими: «Понимаешь?»-«Понимаю!!"
Из расказанного Дали, с учетом скидки на его богатую фантазию, явственно следуют, по крайней мере, две вещи:
1) Пикассо был не менее одержим манией величия, чем сам Сальвадор.
2) Пикассо признал в Дали единомышленника и, может быть, с небольшой приставкой "почти" - равного себе.
Так или иначе, но это была действительно первая встреча Дали с Пикассо, который, напомним, родился на 23 года раньше Сальвадора и к моменту их знакомства был состоявшимся, получившим международное признание и даже успевшим заработать неплохие деньги Мастером. Сам Дали "образца" 1926-го года при всем желании, никак не мог ставить себя на одну доску с Пикассо - да и не помышлял о том.
Для Дали Пикассо был тогда кумиром и почти "небожителем" - что очень хорошо чувствуется в тоне его собственного описания, приведенного выше. Если проводить какие-то аналогии: встреча Дали с Пикассо означала для него то же, что для меня означала бы встреча с Джоном Ленноном.
Весь "придирки" каталонского художника к Пикассо начнутся значительно позже - когда имя Дали тоже станет известным всему миру, а политические события разведут Дали и Пикассо по разные стороны баррикад.
Write a comment