Картина "Девушка из Ампурдана" была написана Сальвадором Дали в 1926-ом году, в манере, которую я бы назвал "магическим реализмом", и который искусствоведы зачем-то именуют "предсюрреалистическим". По году написания - да, эта картина, предшествующая появлению полотен Дали, содержащих первые истинно сюрреалистические признаки - но "Девушка из Ампурдана" к сюрреализму имеет крайне далекое отношение.
Это не торжество подсознательного, свойственное полотнам Дали конца 20-хх, начала 30-хх годов, а скорее созданная воображением Дали картинка, многократно повторявшаяся и в конце концов запечатленная Дали с фотографической точностью.
В этой воображаемой картинке с воображаемой девушкой на фоне реального пейзажа родной для Сальвадора Дали долины Ампурдан всё чуть-чуть чрезмерно, в сравнении с чистой реальностью, и прежде всего - изгибы девичьего тела, носящие несколько каррикатурный характер.
Общее настроение недосказанности, тайны, загадки проистекает от того, что мы не видим лица этой девушки, а вместо него наблюдаем весьма рельефно выписанную пятую точку, которая в первую очередь и притягивает взгляд, порождая в зрителе фантазии откровенно эротического толка.
Пятая точка - извечный объект поклонения Дали, и удивляться этому вовсе не следует. Нужно удивляться другому: "Девушка из Ампурдана" - это первая картина, на которой Дали запечатлел Галу - за три года до их реального знакомства!
По воспоминаниям самого Дали, которыми он делится в своей "Тайной Жизни", еще в детстве, в стереоскопическом игрушечном театрике, который имелся у его учителя сеньора Трайтера, он увидел картинку: русская девочка в мехах, которую уносят по снегу кони. С той поры этот образ преследовал его неотступно.
Дали создал этот образ в своем воображении, окрестил его именем "Галючка" и не расставался с ним более никогда. "Галючка" росла вместе с ним, из девочки постепенно превращаясь в девушку. Дали, подобно Пигмалиону, влюбился в этот образ, он боготворил его - и в картине "Девушка из Ампурдана" сделал попытку запечатлеть свою вымышленный объект обожания.
Именно этот образ являлся ему в регулярных эротических фантазиях - поэтому не стоит удивляться, что при знакомстве с Галой ("Галючкой") увидев объект своего обожания во плоти, он испытал шок, продлившийся ровно 53 года - именно столько были вместе Сальвадор и Гала, вплоть до смерти последней.
И ведь что интересно: именно такой, как изображенная на картине девушка, Гала, собственно, и была - тощая, с осиной талией и при этом вполне рельефной попой, при одном виде которой кровь мужская начинает бежать жарче. Так что картину "девушка из Ампурдана" вполне можно назвать "Гала до Галы" - ничуть не погрешив против истины.
В наши дни картина Сальвадора Дали "Девушка из Ампурдана" (51 Х 40 см, фанера, масло) входит в коллекцию Музея Дали в Сент-Питерсберге (Флорида).
Статьи по теме:
Максимальная скорость Мадонны Рафаэля
Экскурсия "Музей Дали и дом Дали в Порт-Льигате"
Экскурсия "Кадакес, мыс Креус и Порт-Льигат"
Write a comment