Госоль (Gósol) - один из самых "медвежьих" углов Каталонии, горная деревушка, расположенная в окружении Пиренейских гор. К слову, степень "медвежьести" того или иного каталонского селения мы определяем по следующим факторам: 1) удаленность от Барселоны; 2) наличие и протяженность серпантина по пути к объекту; 3) высота над уровнем моря; 4) число жителей.
Так вот, оценивая Госоль по десятибальной шкале с учетом данных параметров, мы с легкостью дадим ему 10 из 10. Судите сами: расстояние от Барселоны до Госоля - 150 км, причем, едва ли не треть этого пути - вполне себе жесткий серпантин.
Высота Госоля над уровнем моря составляет 1423 м, и это, прошу отметить, полтора км в горах, что однозначно свидетельствует: климат здесь не чета барселонскому, а куда более суровый - и это еще мягко сказано!
Население Госоля - 232 жителя, из них - 5 детей. Жители эти приветливы, молчаливы и так же суровы, как и окружающие их горы. Как их и дома, в которых они обитают: толстостенные каменные постройки, в большинстве своем лишенные даже намека на украшательство и дизайнерские изыски.
Значит ли это, что Госоль скучен, уныл, однообразен и не радует рад жадного до новых впечатлений путешественника? Нет, нет и еще раз нет! По своему Госоль не менее красив, чем окружающие его мощные горные кряжи - а горы, как мы знаем, красивы по определению и всегда.
Госоль красив именно в силу своей органичности - он кажется естественным порождением здешнего ландшафта, его неотъемлемой частью, которая существовала всегда. Впрочем, всегда - это, конечно, преувеличение.
Первое упоминание о замке Госоль относится к 11 веку. Замок фигурирует в документах 1068 года, когда он находился под юрисдикцией графов Серданьи. Позднее его владельцами стали графы Барселоны. Позже, в 12 веке, он принадлежал маркизу Пиносу.
Замок Госоль располагался на холме и доминировал над всей долиной Госоль, ограниченной на севере горами Сьерра-дель-Кади, на юге горным массивом Энсиха, на востоке массивом Педрафорка и на западе горами Сьерра-дель-Верд и Костассес.
К слову, через долину Госоль проходила "дорога катаров" - тех самых "добрых людей", борьба с которыми на долгое время определила политику римскх пап и привела к так называемому "Альбигойскому крестовому походу".
До наших дней ни замок, ни окружавшее его верхнее поселение, известное как "Вила Велья" (Старый город) не сохранились. Однако впечатляющие руины, при виде которых сразу приходит на ум выражение "город мертвых" вполне позволяют представить себе, как это место выглядело в Средние века.
К слову, на уцелевшую колокольню романской церкви Санта-Мария можно забраться по организованной специально для посетителей металлической лестнице - и сквозь напонимающие бойницы окна вернего яруса обозреть все четыре стороны света:
Что же, горы, как и было обещано, окружают долину со всех сторон, и в какую из них не посмотри, глаз, что называется, "радуется". Всё это, конечно, замечательно, однако главная, уникальная, если хотите, особенность Госоля заключается в другом.
Сегодня эта крохотная пиренейская деревушка известно во всем культурном мире по той простой причине, что именно сюда весной 1906 года вместе со своей спутницей Фернандой Оливье прибыл Пабло Пикассо.
Да-да, тот самый Пикассо, к творчеству которого можно относиться по разному, однако нельзя отрицать очевидный факт: Пикассо - одна из самых значимых фигур в истории современного искусства.
В Госоле, который в ту пору был типичным контрабандным гнездом, Пикассо прожил до первой половины августа. Художник поселился в единственной существующей таверне Cal Tampanada, принадлежавшей на тот момент бывшему контрабандисту Жозепу Фондевила.
Принято считать, что именно в Госоле Пикассо претерпел тотальную трансформацию своих взглядов на мир и творчество. Именно в этот, "госольский" период он кардинально изменил свою палитру, свой живописный стиль и ритм композиции. Его моделями были Фернанда Оливье (его возлюбленная в то время), сам городок, руины замка, местные жители, быки и лошади.
Интересно, что фонтан в центре Пласа Майор, куда в свое время на мулах, измученные тяжким путешествием, прибыли Пабло с Фернандой, сегодня украшает скульптура, выполненная на основе картины художника "Женщина с двумя хлебами":
Сегодня в Госоле функционирует крохотный музей, который позволяет более полно представить себе эти несколько недель (с мая по август 1906), которые Пикассо и его Фернанда провели в Госоле.
Да, с деньгами у Пабло было в то время совсем туго. Да, в письмах друзьям в Париж, он жаловался на холод, отсутствие привычной пищи (маслины, фрукты и т. д.) - однако именно в Госоле, среди прочего, он смог полностью выработать свою концепцию портрета.
Вернувшись в Париж, он за один день завершил потртрет Гертруды Стайн - а ведь раньше писал ее на протяжении ста сеансов, без какого-либо зримого успеха.
Имеенно после Госоля похоронивший свой "розовый период" и окончательно порвавший с академизмом Пикассо взялся за "Авиньонских девиц" - и всё это по причине невероятного воздействия, которое оказало на него пребывание в этом медвежьем углу.
Так что, друзья, за вдохновением, переоценкой ценностей, горным красотами, чистым воздухом и простой, но сытной крестьянской едой нужно ехать именно в Госоль. Если у вас возникнет такое желание - с радостью посодействуем в его осуществлении!
Похожие экскурсии:
Статьи по теме:
Средневековая глубинка Каталонии
Бесалу - место, где обязательно нужно побывать
Write a comment