Сегодня невозможно представить себе историю мировой живописи без картины "Воскресный день на острове Гранд-Жатт" (1884) и ее создателя - французского художника-неоимпрессиониста по имени Жорж Сёра.
Жорж Сёра прожил совсем недолго - всего 31 год - однако за эти годы успел прославиться как создатель целого направления в живописи, получившего название "пуантилизм".
Пуантилизм (от фр. point - точка) - направление в живописи, в основу которого положена манера письма раздельными мазками точечной (или прямоугольной) формы без физического смешения красок. Пуантилисты пишут "чистым цветом", а"смешение" его в оттенки и полутона происходит на сетчатке глаза зрителя, когда он рассматривает картину с определенной дистанции.
С близкого расстояния картины пуантилистов, или "дивизионистов" (сам Жорж Сёра предпочитал называть созданное им направление "дивизионизмом") кажутся грубым и хаотичным нагромождением точек, однако стоит найти "правильное" место для обзора - и картина чудесным образом преображается, что чем-то сродни фокусу или маленькому чуду.
Пуантилизм зародился, вызрел и проклюнулся на свет в недрах гремевшего тогда импрессионизма - но как же непохож оказался ребенок на своего "родителя"! Если импрессионнисты писали размашисто и стремительно, стремясь поймать за хвост постоянно ускользающий момент - пуантилисты, напротив, работали медленно и с поистине немецкой обстоятельностью: неспешно разводили краски, а после методично, как заведенные, принимались "тыкать" кистью в холст, нанося на него множество точек.
Понятно, что ни о какой спонтанности или ярко выраженной индивидуальности здесь речи не шло, да и не могло идти по определению: в основу своего стиля Сёра положил строго научный метод дивизионизма - терории разлождения цветов, а наука, как мы знаем - область, характеризующаяся строгостью и точностью. Кстати, на электронной аналогии метода дивизионизма основан принцип работы растрового дисплея - что лишний раз подтверждает "научность" нового стиля.
Однако любые попытки "поверить алгеброй гармонию" обречены на неизбежные потери. В силу всё той же научности, не допускавшей никаких авторских девиаций, пуантилистские творения обречены были на невыразительность и безликость - и если бы Жорж Сёра задержался на этом свете подольше - он неминуемо увидел бы вырождение и закат изобретенного им направления. Собственно, смерть Сёра стала одновременно и смертью пуантилизма, как совершенно справедливо заметил Люсьен Писарро в письме к отцу.
Тем не менее, пуантилизм стал важной вехой в развитии живописи, а Жорж Сёра со своей картиной "Воскресный день на острове Гранд-Жатт, представленной в 1886 году на 8-ой выставке импрессионистов, заставил говорить о себе весь Париж.
Гранд-Жатт - остров на реке Сена неподалеку от Парижа, который уже в девятнадцатом веке был модным и вполне богемным местом, учитывая, какое количество парижских художников повадились там бывать. Впрочем, не только художников. Благодаря железнодорожному сообщению, попасть на Гранд-Жатт не составляло никакого труда.
По ваыходным парижане выбирались туда целыми семьми - с нянями, детьми и корзинками для пикника. Остров был особенно популярен у влюбленных, а если, скажем, молодой или не очень человек прибывал туда без спутницы, он легко мог подыскать себе "подружку" прямо на Гранд-Жатт, изобиловавший жрицами продажной любви.
Одним словом, публика там собиралась самая пестрая. Повсюду царило радостное оживление, раздавались громкие крики детей и хлопки от пробок шампанского; меж деревьев бродили влюбленные парочки, ища уединения - всю эту праздничную кутерьму и попытался запечатлеть Сёра, используя свой революционный метод.
Не стоит и сомневаться, что картина была жестоко раскритикована - как публикой, так и людьми искусства. Сёра ругали за неумение рисовать, за абсолютную безжизненность персонажей, напоминающих плоских картонных паяцев, за общее ощущение беспросветной скуки, возникающее при просмотре этого огромного (207 х 308 см) полотна... И упрекали не без оснований - сам научный подход, разработанный Сера почти исключал всякую возможность творческого подхода, и, следовательно, "живого" чувства, но...
Но вместе с тем нашлось у "Воскресного дня в Гранд-Жатт" и немало поклонников, увидевших в пуантилизме Сёра достойного "преемника" доживавшего последние мгновения импрессионизма. Увы, разработанному Сёра метода не суждена была долгая жизнь - однако влияние его на последующее поколение художников огромно!
Сальвадор Дали, например, захотел стать художником именно под влиянием картин пуантилистов, и на ранеем этапе своего творчества написал немало картин именно в жанре пуантилизма ("Купальщицы в Эс-Льяне", "Улыбающаяся Венера" и др.)
Статьи по теме:
Завтрак на траве - Эдуард Мане
Самые дорогие картины Клода Моне
Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница, и есть ли она вообще?
Write a comment