Картина "Счастливая лошадь" была написана Сальвадором Дали в 1980-ом и подарена своей жене. Гала, в свою очередь, осенью того же года поднесла эту крупную вещь (122 Х 145 см, масло фанера) в дар Театру-музею Сальвадора Дали в Фигерасе, и сегодня мы можем полюбоваться картиной "Счастливая лошадь" в зале "Рыбные лавки".
Впрочем, "полюбоваться" - сильно сказано. Всякому, кто знаком с высочайшей техникой Маэстро Сальвадора Дали, "Счастливая лошадь", будем окровенны, покажется ужасающей мазней старого маляра, пьющего запоем как минимум две недели. Мазок крупен, неточен и расплывчат.
Цвета сумбурны, негармоничны и тревожны. Что до сюжета - на картине изображена застывшая в смертном пароксизме животина с полуразложившимся черепом, умершая, да так и окостеневшая с задранным вверх копытом. Вписан этот мертвый зверь в сельский пейзаж Ампурдана, который опознается нараз - вот, пожалуй, и все.
Интересно, что изначальное название картины звучало не просто "Счастливая лошадь" - а "Очень счастливая лошадь" - что лишь добавляет этой вещи горькой иронии. Одним словом, "Счастливая лошадь" "скорее ужасна, чем прекрасна".
Но не будем спешить с осуждением - воспользуемся нашим фирменным методом: "хочешь понять картину Дали - спроецируй на полотно обстоятельства жизни художника на момент, когда писалась картина - и всё сразу станет ясным. И всё сразу простится нашему Сальвадору - уверяю вас! Так и поступим.
Счастливая лошадь - история создания картины
1980 год для Дали и Гала - это начало быстро прогрессирующего конца, да простится мне столь кривое выражение. Так, однако, и было. Не успели отгреметь фанфары по поводу крайне удачной и весьма масштабной выставки Дали в Париже, в Центре Жоржа Помпиду - как супругов свалил жестойчайший грипп, от которого оба долго не могли оправиться. Как вспоминал один из лечащих врачей Дали - Альберт Филд, художник был невероятно подавлен и удуручен тем, что долго не выздоравливает.
Как раз в это время Гала начала пичкать Дали транквилизаторами - без какого-либо предписания врача. Это привело к тому, что Дали стал вскоре напоминать вечно сонную муху, что послужило для него новым источником страхов и переживаний.
Тогда Гала начала кормить творческого мужа амфетаминами - опять же, без каких-либо рецептов и предписаний. Всё это, по мнению Альберта Филда, нанесло непоправимый вред не только психическому, но и физическому здоровью художника, вызвав сильную дрожь дрожь в правой руке, из-за чего Дали практически утратил возможность писать.
Это обстоятельство прекрасно объясняет, почему "Счастливая лошадь" так сомнительна с точки зрения техники письма - однако одним приемом медикаментов проблемы далеко не исчерпывались.
К неладам со здоровьем добавились сильно обострившиеся отношения с налоговыми службами, давно точившими на Дали зуб; проблемы с секретарем Энрике Сабатером, который к тому времени начал воровать в таких масштабах, что Дали, наконец, согласился сменить его на Робера Дешарна, после чего проблемы только усугубились...
Полгода Дали страдал, болел и менял одну клинику за другой. В конце концов, ему сделалось слегка лучше - и он нашел в себе достаточно сил для того, чтобы написать свою "Счастливую лошадь". Результат, что называется, налицо.
Завершив картину, Сальвадор Дали пришел к выводу, что самое время публично заявить о ней, а заодно и себе. По этой причине 24 октября 1980 г. в Театре-музее в Фигерасе была устроена меджународная пресс-конференция, собравшая почти полторы сотни журналистов.
Дали и Гала прибыли с опозданием, как и положено важным особам. Дали был обряжен в каталонскую барретину, с которой редко раставался на публике, и свое знаменитое леопардовое пальто. Гала, увы, напоминала тощую восковую ящерицу, все морщины которой были замазаны слоем макияжа толщиною в палец.
Кроваво-красная помада и парик дополняли внешность женщины, которая когда-то без особых усилий сводила с ума красавцев и интеллектуалов. Но здесь её сложно винить - безжалостно-равнодушный возраст, увы, не щадит никого, и каждому из нас, к сожалению или нет, предстоит убедиться в этом.
Наконец, дошла очередь и до "Счастливой лошади". Картину открыли, после чего воцарилось озадаченное молчание.
-Это на самом деле лощадь? - спросил вдруг один французский журналист. - Может быть это мул? Или корова?
-Не знаю, может быть, и корова, - бодро оветил Дали. - Точно не уверен, зато в одном я убежден твердо: это продукт распада!
На том конференция, можно сказать, и завершилась. Представители прессы были несколько удручены - они понимали, что Дали сильно сдал. А ведь без него будет совсем не так весело!
Дали первым делом предложил собравшимся "посмотреть, как у него дрожит рука" - словно заранее оправдываясь за "Счастливую лошадь", которая пристутствовала здесь же. Затем Дали объявил, что долго болел и едва не умер, но, к счастью, исцелился. Журналисты, из уважения к Дали, вели себя вежливо и задавали нелепые, но вполне миролюбивые вопросы.
Дали отвечал так же невпопад, мешая слова на испанском, каталанском и французском языках. Все собравшиеся испытывали грусть - каждый понимал, что звезда Дали стремительно покатилась к закату.
Счастливая лошадь - смысл картины
Признаюсь, невзирая на все вышесказанное, мне очень нравится картина "Счастливая лошадь" - прежде всего, из-за заложенного в ней смысла. Смыл работает только вместе с названием - но название у Дали часто является неотъемлемой и важной частью самой картины.
Смысл картины "Счастливая лошадь" прост, неопровержим и печален. Ты можешь прожить любую жизнь: жечь свою свечу с обеих концов, искать чувственных наслаждений, стоять на вершине мира, здороваться за руку с королями, менять женщин, как перчатки, проигрывать целые состояния за один вечер в казино...
Или, напротив, скоротать земные годы тихо и незаметно, спрятавшись в пустыне, тиши библиотеки или архивной пыли... Вне зависимости от того, как будет прожита жизнь, конец у всех один: смерть, тлен, разложение и прах.
И, может статься, к последней черте мы доползем такими измученными этой самой жизнью, что будем счастливы от того, что конец уже близок. Может быть, смерть будем воспринята нами как награда и избавление - как в случае с "очень счастливой лошадью", над полуразложившимся черепом которой вьются мухи...
Вот такая "Счастливая лошадь" написанная Сальвадором Дали в 1980-ом году - том самом, который стал для художника началом конца.
Статьи по теме:
Погружение в Театр-музей Дали - книга-путеводитель
Мистицизм железнодорожной станции Перпиньян
Write a comment